3Д в Почтатехе

Опубликовал конспект доклада Ильи Полянского с внутреннего почтатеховского дизайнерского демодня. Конспект я подготовил ещё весной 2021 года, а выложил только сейчас. Возможно, с тех пор создание чистых градиентов стало дизайнерской базой, и в публикации нет смысла. Но для меня это не столько возможность поделиться знаниями, сколько повод вспомнить тот период времени.

История одной публикации

Весной 2021 года после девяти лет работы свободным проектировщиком интерфейсов я только пришёл в Почтатех. В нём создавали цифровые продукты для Почты России: внешние для клиентов, вроде сайта и мобильного приложения, и внутренние для сотрудников, вроде ЕАС ОПС, работавшей во всех отделениях почтовой связи.

Раз в месяц в команде продуктового дизайна, которая насчитывала тогда около двадцати человек, проходил Дизайнерский ДемоДень, он же 3Д.

Кстати, об аббревиатурах. В Почтатехе их любили, но иронично, в отличие от материнской компании. Даже общий дизайнерский чат назывался КЛАиДС, что расшифровывалось как «Клуб любителей аббревиатур и дизайн-систем». (У клуба не было своего первого правила, и о нём можно упоминать.)

На демодне новички рассказывали о себе, а старички — о результатах своей работы за последнее время или просто о чём-то полезном и интересном коллегам-дизайнерам. Чаще всего мы смотрели и комментировали макеты, реже слушали инсайты с исследований и совсем редко — доклады, не связанные с внутренней почтовой жизнью и, как следствие, не прикрытые завесой конфиденциальности.

Так совпало, что на одном из первых для себя 3Д я застал как раз такой доклад — как создавать чистые градиенты. И подумал: у компании есть блог на Хабре, у меня — большой опыт конспектирования и редактирования, можно довольно быстро превращать такие рассказы в статьи и использовать для продвижения Почтатеха среди дизайнеров.

Когда искал работу, я уже был знаком с дизайн-директором Вовой Зиминым, но кроме него в сторону Почтатеха меня подтолкнул текст Даши Почекуевой «Кровь, слёзы, радость» с сочным описанием особенностей работы продуктовым дизайнером в Почте России. Многие новички потом тоже его упоминали. Мои же конспекты могли показать, что у нас есть сообщество и интересные мероприятия, а не только работа над сложными и масштабными задачами. И что Билли не грозит приуныть.

Илья Полянский, автор доклада, согласился на публикацию, Вова Зимин, среди прочего цензурировавший Хабр Почтатеха, идею одобрил. Я подготовил текст, попытавшись сохранить весёлый тон доклада, но без особого успеха. Пришлось вырезать мемы, которые не стоит показывать широкой аудитории, чтобы кого-нибудь случайно не оскорбить. То есть — все мемы из той презентации. Вместе с Ильёй поправили картинки и убрали несколько слишком сильных заявлений. В таком виде статья сейчас и опубликована.

А редактор почтатеховского блога сказал, что получилось маловато и её надо увеличить, например, рассмотрев какие-нибудь дополнительные вопросы. Добавить текста можно чисто механически — врезками с определениями терминов вроде «цветовой модели RGB». А ещё можно было выложить её на любую из своих площадок (Медиум, сайт, персональный блог на Хабре или Виси) и анонсировать в UX Notes, чтобы её точно заметили. Но Илья настроился доработать статью и опубликовать в корпоративном блоге.

В мае и июне почти все дизайнеры участвовали во внутреннем конкурсе на редизайн pochta.ru, который в итоге выиграла команда Вани Тишинского и Даши. В сентябре и октябре мы с Ильёй тащили в почтатеховском турнире по CS:GO, который наша команда выиграла. Стрелял я хуже остальных, но мои организаторские навыки и обязательность спасли команду после попадания в нижнюю сетку. В октябре я пропинговал Илью, и тот всё ещё был настроен дополнить статью.

Я взялся проводить демодни, потом наступил февраль 2022-го, стало не до того, и о статье я подзабыл. Дизайнеры совсем редко выступали с подобными непочтовыми темами. И даже если выступали, за отводимые на доклад 15 минут сложно наговорить на полноценную по мнению редактора статью. (Наговорить на статью, хе-хе, был бы правильный слушатель.) Расширять её потом — уже отдельная задача, а не простая переупаковка контента.

В итоге в корпоративный блог мы ничего не выложили. Я покинул Почтатех в январе 2023-го, Илья — весной 2024-го. Теперь и подавно не выложим, подумал я и наконец опубликовал её на своём сайте.

Хост

Вообще тогда, весной 2021-го, в Почтатехе было весело. Внутренний конкурс на редизайн сайта я уже упоминал. Достойны упоминания и смотрины соискателей на должность нового дизайн-директора.

Вова Зимин уходил в стартап и постепенно сдавал дела, участвуя в них сначала 4 дня в неделю, потом 3, вплоть до чисто гомеопатических значений. Нового дизайн-директора почему-то не стали выбирать среди лидов, а искали на рынке.

Вова придумал так: соискатели созванивались с дизайн-командой, рассказывали о себе и своём видении процесса (кто-то даже провёл воркшоп, чтобы получше узнать нас), отвечали на вопросы (сам Вова обычно молчал). После встречи мы голосовали, хотим такого руководителя или нет.

Работая в компании второй день, я уже участвовал в принятии довольно важного решения. Не в смысле «только прийдя в компанию», а реально: первая такая встреча состоялась на второй мой рабочий день.

Если большинство дизайнеров голосовало за, кандидат переходил на следующий этап — собеседование с суровой главной HRкой, фильтровавшей «сладких пирожочков» (а затем и генеральным директором Почтатеха). За всё время таких набралось от силы четверо и только потому, что стремительно увеличивавшаяся команда рисковала остаться без защитника своих интересов в корпорации.

Кстати, преемника по этой процедуре так и не нашли. Команду познакомили с новым дизайн-директором, Сашей Андреевым, когда решение уже приняли. Но перед этим было время, когда Вова совсем отошёл от дел, и Илья Полянский временно исполнял его обязанности. Среди них — проведение 3Д.

Проводить онлайновое мероприятие с докладами — это напоминать о нём, записывать желающих выступить, призывать записываться, если ивент скоро, а спикеров мало, менять порядок докладов, если человек заболел или у него возникла важная встреча. В день ивента: присылать ссылку на Зум, напоминать регламент, давать слово выступающим и поднимающим руку, отслеживать время и сообщать, когда его остаётся мало.

Несложная задача, но если совмещать с другими обязанностями дизайн-директора и лидированием дизайнеров мобильного приложения (в случае Ильи), сложно заниматься ей с энтузиазмом. И я предложил взять её на себя.

Во-первых, это инициативность. Расти в большой компании с ней проще, чем без неё. Когда я увольнялся, на мне была ещё пара общественно полезных задач, и Саша Андреев сказал, что я мог бы стать лидом в Почтатехе. Возможно, он просто пытался меня удержать, но я склонен ему верить (так как это в том числе и вера в себя).

Во-вторых, я знал, как улучшить процесс с помощью простого советского… платного Зума. Илья за Зум не платил, а 3Д мог длиться до 3 часов, и каждые 40 минут приходилось прерываться и перезаходить.

Также сразу после мероприятия я стал отправлять в дизайнерский телеграм-чат видеозаписи, добавляя к ним время начала докладов. Телеграм превращает такое в удобную навигацию по видео.

В Конфлюенсе сделал таблицу со ссылками на видео, списками выступавших и темами (чтобы легко находить тот самый доклад), ссылками на показанные макеты и прототипы в Фигме и прочие артефакты.

Когда дизайн-команда выросла в два раза, стал вести график выступлений и пинговал тех, кто отмалчивался. Со временем дошёл даже до консультаций, на которых вдохновлял на выступления, помогал определиться с темой или прогнать доклад.

Летом 22-го я провёл офлайновый демодень — одно из мероприятий в рамках двухдневного дизайнерского тимбилдинга. Почти все приехали в московский офис, многие — из других городов. Для меня это была первая в жизни настоящая командировка. Несколько человек, в том числе и один из докладчиков, не смогли добраться и участвовали онлайн, но техника не подвела, и всё прошло хорошо.

На этом 3Д выступал фронтендер. Он мало кого знал в лицо и очень удивился, когда понял, что мероприятие ведёт обычный синьор. Так что участие в определённых инициативах добавляет очков экспертности, что опять же помогает расти.

Сожалею, что не подумал о метриках и не отслеживал в цифрах, как мои нововведения влияли на впечатления от 3Д. В Альфа-Банке, например, после каждого внутреннего мероприятия просят его оценить. Мог бы получиться красивый кейс с объективными данными, а так получился в меру красивый рассказ о проделанной работе.

Впервые опубликовано 4 августа и 29 сентября 2024 года во Френч-прессе.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.