Начинающие проектировщики часто не понимают, какие вопросы нужно задать клиенту на первой встрече. Главный вопрос — какую задачу он решает с помощью проектируемого продукта.
Задачи бизнеса:
- Увеличить конверсию;
- Увеличить средний чек (может работать против задачи увеличения конверсии);
- Повысить доверие;
- Развенчать миф (например, что использование картриджей-аналогов лишает гарантии на принтер);
- Привлечь спонсоров;
- Пригласить участников (например, на мероприятие);
- Привлечь внимание на самом мероприятии (оформление стенда, визитки, соответствующие разделы брендбука);
- Перейти во всех продуктах на единую технологическую платформу;
- Снизить нагрузку на поддержку (снизить число вопросов по интерфейсу, поступающих менеджерам);
- Снизить время обслуживания клиента;
- Упростить и автоматизировать работу определённого специалиста.
Конечно, это не исчерпывающий список, но от него можно отталкиваться, чтобы помочь клиенту сформулировать ответ на главный вопрос.
Иногда клиент хочет просто обновить морально устаревший сайт. Это сложная ситуация, так как клиент уверен, что это и есть задача. Диалог с таким клиентом:
— Хотим современный сайт, наш морально устарел, его делали программисты в 2005 году.
Сайт — полное говно. Велик соблазн взяться и сделать. Вы уже видите, как сделаете классно. Но вы спрашиваете:
— А что не устраивает? Что здесь не так?
— Просто стыдно с таким в 2017 году выходить к людям.
— Ок, но всё-таки, что не подходит, какая проблема с этим сайтом?
— Не знаю, что тут объяснять, вы что, сами не видите, что это позорище?
Вы это видите. Но продолжаете задавать вопросы, несмотря на то, что это становится странноватым:
— Что будет, если сайт останется прежним? Если он ещё год проработает? Ещё пять лет? В чём риск, что пойдёт не так?
Обычно этого достаточно, чтобы перейти на язык бизнеса и услышать, что же человек хочет. Но иногда клиент говорит:
— Такое ощущение, что вы просто не хотите с нами работать.
Почему-то ему не всё равно, он пришёл к вам и хочет отдать много денег за новый сайт. Это серьёзное решение, которое влияет на бизнес. Вы отвечаете:
— Я хочу с вами работать, но не хочу вас подставить, сделать то, что не принесёт вам пользы. Чтобы этого не произошло, нужно разобраться, чем вы сами руководствовались, когда пришли. Да, я вижу, что сайт некрасивый. Но из этого напрямую не следует, что его срочно надо делать красивым. Я хочу понять, как вы рассуждаете и как вы пришли к тому, что его надо переделать. Что для вас здесь важно?
Может оказаться, что причины нет. Работать с таким клиентом опасно.
…
Примеры задач бизнеса и диалога с клиентом — из лекции Ильи Бирмана «Понимание задачи». Также опубликовано на Медиуме.
Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.
Ответ клиента — после «Вы это видите. Но продолжаете задавать вопросы, несмотря на то, что это становится странноватым:»:
Ок, не хотите найду другого кто сделает без лишних вопросов — это будет так в 99%.
Найдет другого — те согласятся и получат деньги.
Вы же окажетесь умным и несчастным у разбитого корыта.
Потому что, вы забыли свою главную цель — заработать, конечно если вы не фанат на общественных началах.
Андрей, вы предлагаете взять проект, который потенциально никому не нужен, у которого нет цели и критериев успешности, результат работы по которому будет проблематично защитить перед клиентом.
Почему никому не нужен?
Нужен клиенту (раз уж он позвал Вас), цель тоже есть — перед мужиками в бане похвастаться, критерий успешности — охи и вздохи друзей как все круто.
А защищать особо ничего не нужно, нужно что бы было красиво и понравилось клиенту.
На самом деле Вы очень усложняете, клиенту нужно-то всего ничего, а вы начинаете задавать ненужные вопросы которые говорят клиенту что по сути он в своем бизнесе ничего не понимает, ни целей ни направления.
А я вот во многом поддерживаю мнение Антона.
Создать проект, который никому не нужен (в условиях, что реальных причин для появления нового сайта нет, а просто клиенту старый сайт надоел) — это сразу несколько рисков:
1. Сложно защищать проект, когда нет адекватных критериев оценки, а есть лишь на 100% субъективное мнение клиента «нравится — не нравится»
2. Это натуральное «высасывание из пальца»:
— Блин, ну вот чё тут не так-то… давайте что-нибудь сделаем эдакое..
Весьма пагубная затея — пытаться сделать не принципиально новый продукт, который решит бизнес-задачу клиента, а сделать какое-нибудь «нечто», которое будет максимально непохожим на неугодный клиенту сайт. Это однозначный путь в ад!
3. То, что мы делаем — это не только наш кусок хлеба сегодня, но и возможность продать свою экспертизу завтра. Делая мертвые сайты, не имеющие будущего, мы делаем из своего портфолио чучело — мертвую шкуру, набитую бесполезной ватой.
Всем всех благ. Антон, большое спасибо за статью. Было интересно.
Роман, спасибо!
Вопрос в том, насколько исполнителю нужны деньги и насколько деньги дороже кайфа от работы над проектом. Если такой проект делать под ключ, а не только проектирование, то на этапе дизайна точно начнутся бесконечные итерации «поиграйте со шрифтами» и «что-то не нравится, не знаю что, но исправьте». Мне кажется, для серьезной работы нужно обязательно задавать вопросы и нужно добиваться постановки задачи. Иначе это возврат к первобытному сайтостроению.