Контемпорари арт эдишен

Сцена первая

Миша: Хотите сыграть в новую версию ди-эн-ди? Контемпорари арт эдишен. Про современное искусство. Выбирайте персонажей. Я, соответственно, мастер игры.

Элла: Буду студенткой второго курса Театральной академии Милой.

Боря: Я выбрал хипстера Ника, который работает в диджитал-агентстве.

Миша: Бросаю шестигранник, если выпадет от четырёх до шести, Мила и Ник встречаются. Итак, вы встречаетесь. Мила, ты решаешь, на какую выставку вы сегодня идёте. Можешь просто бросить двадцатигранник.

Вы идёте на выставку современного голландского перфомансиста Тони ван дер Грава. Она называется «Представься, мразь» и проходит в Москве при поддержке Комитета культуры. Вход стоит пятьсот рублей, студентам скидка двадцать процентов.

Элла: Я пытаюсь купить два билета со скидкой.

Миша: Выпало шесть, кассир без проблем продаёт два студенческих билета. Смотритель пропускает вас в большой зал. На стенах висят шесть фотографий, людей мало. На противоположной от входа стене есть закрытая дверь с вывеской «Второй зал». Рядом с ней стоит посетитель и один из смотрителей. Что будете делать?

Боря: Не очень понимаю, в чём тут перфоманс. Что на ближайшей фотографии?

Миша: Издалека ты видишь силуэт человека на фоне массивной горящей двери.

Боря: Подхожу ближе, чтобы рассмотреть.

Миша: Рядом с фотографией ты замечаешь пояснительный текст, озаглавленный «Угроза». Текст гласит, что художник облил бензином и поджёг дверь на улице Красных фонарей, после чего был задержан. Семь месяцев он провёл под арестом, пока дело не квалифицировали как повреждение объектов культурного наследия. Его приговорили к восьми тысячам евро штрафа и отпустили в зале суда. Смысл акции…

Боря: Конечно, древнейшая ведь профессия. В целом понятно, это его портфолио.

Элла: Я хочу пройти во второй зал.

Миша: Дверь закрыта. Из-за двери доносятся неразборчивые возгласы. Смотритель говорит, что вход во второй зал осуществляется по очереди, и предлагает пока ознакомиться с другими проектами.

Элла: Тогда давай хотя бы дочитаем описание той фотографии.

Миша: Ты подходишь к фотографии с табличкой и читаешь. Смысл акции — это брошенная в лицо перчатка. Публичные дома защищают нас от угрозы девиантного поведения на почве сексуальной напряжённости. Поджигая дверь такого заведения, художник говорит, что общество в его лице угрозы этой не боится.

В это время смотритель сообщает, что путь во второй зал открыт.

Боря: Мы входим во второй зал.

Миша: Дверь за вами закрывается. Вы попадаете в небольшую комнату с двумя висящими рядом картинами и дверью с табличкой «Выход». Раздаётся щелчок — дверь, через которую вы прошли, видимо, закрыта.

Элла: Проверяю дверь.

Миша: Она действительна закрыта. Для использования навыков взломщика у вас не хватает экипировки, но даже в этом случае шанс открыть дверь минимален.

Боря: В стык между дверью и наличником я громко спрашиваю: «Здесь закрылась дверь, это нормально?»

Миша: Никто не отвечает.

Элла: Изучим картины.

Боря: Да, больше здесь смотреть вроде бы не на что.

Миша: Вы подходите к картинам. Ник узнаёт себя на первой, Мила на второй. Оба изображены слегка вытянувшими шею, смотрящими вниз и влево. Как будто старательно отворачивающимися от табличек, которые находятся справа и снизу от картин.

Боря: И что же там написано?

Миша: Рядом с твоим, Ник, изображением написано «Очкастый пидор.

Бумага, цветная лазерная печать, арт-фильтр «Холст, масло».

Прикид явно пидорский. Притащил с собой шмару, чтобы мы не догадались. Очки ещё типа интеллигентские. Таким выродкам и прочей Гейропе осталось недолго. Всё очистит огонь Четвёртого рейха».

Боря: Миша, ты охуел что-ли?

Элла: Мы, наверное, не будем продолжать игру.

Сцена вторая

Миша в одиночестве читает описание акции:

В рамки фотографий в первом зале встроены камеры. Нейросеть, обученная на ленте Твиттера для данного региона, на лету анализирует видео и генерирует краткое текстовое описание увиденного. Когда посетитель входит во второй зал, распечатка его обработанной фильтром фотографии и текст подаются в специальные рамки на стене.

Интернет снижает коммуникационные барьеры и даёт возможность функционально неграмотным, невоспитанным и ангажированным людям делиться мнением по любым вопросам, часто в грубой и неадекватной манере. Смысл акции в перенесении этого опыта в офлайн, где мы, в отличие от интернета, не привыкли игнорировать такое поведение.

Сцена третья

Улица, помойка, один из мусорных баков горит. Рядом греется бомж. Миша кидает коробку с игрой в огонь.

Миша: Вот так хорошо.