Контекст — король

Пересказ доклада Ника ван дер Линде из Mirabeau на ProfsoUX 2016. Один из лучших докладов по итогам голосования.

Ник ван дер Линде

Хороший дизайн учитывает контекст.

Концертный зал Bimhuis

Настроение концертного зала Bimhuis зависит от освещения и расстановки кресел. Всё это настраивается каждый раз вручную. В цифровой среде ручной работы можно избежать.

Задача дизайна — узнать, как с помощью данных, предыдущего поведения и бизнес-логики заставить вещи работать автоматически или максимально к этому близко.

Аарон Шапиро, директор Huge Inc

Хороший дизайн учитывает контекст, отличный — адаптируется к нему. Учитесь адаптироваться к контексту автоматически.

Контекст в вебе

Гугл учитывает ваши поисковые запросы, чтобы продавать рекламу. Другие примеры: Google Now, рекомендации Netflix, алгоритмизированная лента Фейсбука.

Когда Ник был в Польше, Гугл показывал результаты поиска на польском. Пришлось авторизоваться, чтобы просмотреть их на своём языке.

Сегодня учёт контекста — привилегия больших технологических компаний.

Не учитывать контекст — плохо. Это как устаревающее телевидение — один и тот же сигнал отправляется на разные устройства.

Виды контекста

1. Размер экрана. Здесь всё понятно.

2. Расположение в пространстве. Если вы далеко от термостата Nest, он крупно показывает общую информацию. Если подойдёте ближе, он покажет детали.

Термостат Nest

С помощью вебкамеры можно вычислить расстояние до экрана и настроить размер шрифта, чтобы пользователю было комфортно его читать.

3. Окружение. Приложение для сотрудников авиакомпании KLM охватывает множество сценариев использования. Если сотруднику комфортно (удобное кресло, расслабленная обстановка), интерфейс один. Для выполнения рабочей задачи — второй. Для стрессовой ситуации — третий.

Приложение для сотрудников авиакомпании KLM

4. Поведение. Вы заходили на сайт Вольво и изучали модель v40. Когда вы вернётесь снова, на главной странице окажется именно эта модель.

Другой пример — заполнение полей формы исходя из истории предыдущего поиска.

Руководство по дизайну с учётом контекста

1. Думайте о большем, начинайте с меньшего

Количественные исследования (опросы, АБ-тесты, удалённые тесты, анализ статистики) помогают понять, что происходит с продуктом.

Качественные исследования (фокус-группы, интервью, юзабилити-тесты) — почему это происходит.

Лучшие идеи появляются на пересечении требований бизнеса и пользователей.

2. Определите основу

Идите по пути постепенного улучшения. Не нужно строить гипотезы о размере экрана, скорости интернета, наличии джаваскрипта и так далее. Сначала сделайте то, что работает везде. Используйте базовое содержимое: текст, картинки, радиокнопки, чекбоксы.

С выключенным джаваскриптом нельзя просмотреть сайт авиакомпании Ryanair. Пользователь может всё это отключить в настройках iOS, и ваш дизайн сломается.

Многие голландцы пользуются Blackberry, и даже они могут выбрать посадочные места на сайте Transavia. Да, интерфейс отличается, но запомните:

0% людей озабочены консистентностью интерфейса.

Важна цель, а не идеальная картинка.

3. Улучшайте

Сделайте выбор мест в самолёте с параллаксом и прочей анимацией. Под самолётом — гуглокарта с местом, где вы окажетесь на выходных. Без джаваскрипта не будет анимации, гуглокарты, но можно выбрать место.

С помощью caniuse.com можно узнать, например, есть ли способ получить информацию о заряде батареи пользовательского устройства.

4. Проверяйте, как всё работает, и улучшайте

Когда первая версия продукта запущена, наблюдайте за её работой и получайте новые инсайты. Это цикличный процесс: дизайн → разработка → аналитика → дизайн.

Для заказчиков, которые инвестировали в разработку, делайте дашборды, чтобы они видели статистику продукта. Проводите юзабилити-тесты, принимайте сообщения от пользователей, поддерживайте их вовлечённость.

Принципы контекстного дизайна

1. Не исключайте контексты

Приложение BahnSharing заточено под мобильные. Настолько заточено, что даже его сайт не просмотреть на десктопе.

Изменяйте приоритеты контекстов, но не исключайте их насовсем.

2. Дайте пользователю решать

Если вы смотрите информацию о рейсе Нью-Йорк — Амстердам, находясь в Нью-Йорке, вам важно время вылета. Если в Амстердаме, то время прилёта, так как вы, вероятно, встречаете в аэропорту близких.

Даже самый продуманный алгоритм ошибается. Поэтому оставляйте пользователям возможность управлять контекстом или пойти по альтернативному пути.

3. Не будьте жуткими

Устройства многое знают о своих пользователях. Уважайте частную жизнь.

Люди иногда пользуются чужими устройствами. Это меняет контекст. Ваша подруга одолжила ноутбук на 5 минут, и теперь вас повсюду преследует реклама туфель.

Польза должна превышать возможный урон от вторжения в частную жизнь.

Что дальше

Больше устройств, подключённых к интернету. Если в умный холодильник можно встроить Dropbox, это не значит, что вы должны это сделать.

Носимые устройства дают бесконечные возможности для учёта контекста (и вторжения в частную жизнь).

Диалоговые интерфейсы — ещё один контекст. Учитывайте и его.

По мнению Gartner в 2020 году будет 26 млрд умных устройств. 50 млрд по мнению Cisco, и 200 млрд пророчит Intel.

Видео, слайды, контакты докладчика.

Также опубликовано на Медиуме.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.