Игры и общество

Играли в игру «Кто дальше высунется в окно».

Пишут тут всякие субъекты всякие статейки на разные сомнительные темы. Я же предлагаю вспомнить одну почти философскую тему — кровь и насилие в современных компьютерных играх. Новое — хорошо забытое старое.

Совсем недавно учёные и социологи размышляли на тему влияния компьютерных игр на сознание человека. Моё необъективное мнение таково. Не виноваты игры в том, что ребёнок нашёл халатно оставленное без присмотра ружьё и убил кого-то. Но в то же время не виноват взрослый, ответственный за воспитание этого чада, в том, что средства массовой информации выливают в сознание ещё не созревшего организма огромное количество помоев, будь то кровавые боевики или жёсткое порно. Остаётся вопрос: можно ли игры как таковые отнести к ещё одному каналу, по которому поступает губительный поток?

Возьмём человека как индивидуума. Что кроется в его сознании, какие мысли его гложут, почему он сел играть, к примеру, в Unreal Tournament?

Вариант первый, проблемный. У человека стресс или множество мелких нерешённых проблем, или несколько больших, он хочет как-то отвлечься. Уничтожение ботов помогает расслабиться и вновь приняться за дела. На самом деле, если сверяться с психологией, человек может выплеснуть свои эмоции на созидание или на разрушение — вариант с кровавыми компьютерными играми.

Вариант второй, более проблемный. Человек (преимущественно, молодой) не находит, чем заняться в повседневной жизни. Он воспитан на американских боевиках. Он играет в кровавый экшен и получает внутреннее удовлетворение, но игра не всегда может сдерживать его внутренние порывы, да и нерешённые проблемы накапливаются. Тогда он переходит на уровень реальности, и обычно это ничего хорошего не предвещает. Но в такой ситуации игра служит не мотиватором действий, а как бы плотиной на пути к реальности, к выплеску в реальный мир всего, что накопилось.

Вариант третий, самый проблемный. Человек не может найти своего призвания и получает наслаждение в игре, хотя теперь, после зарождения киберспорта, это вполне можно назвать призванием. Такой человек обычно не понимает, зачем другие люди увлекаются разными экстремальными видами спорта (скалолазание, гонки Формулы-1), когда сравнимое количество адреналина он получает после нескольких часов игры в Counter-Strike. Кровь в играх важна для таких людей, так как она создаёт ощущение реальности и увеличивает эффект до максимума.

Я привёл примерные варианты воздействия игр на относительно неблагополучных людей. Таких, конечно, немного, но каждый человек рано или поздно в малой степени переживает сравнимые состояния, сталкиваясь с играми.

Насчёт крови можно сказать лишь одно. Там, где она нужна, она должна быть, но будет правильно, если люди, как-либо ответственные за воспитание подрастающего поколения, будут контролировать поток отрицательно воздействующей информации.

Предлагаю развить сию тему. Да и вообще поговорить о смысле игры как процесса ради процесса или как возможности самоутвердиться.

Опубликовано 25 февраля 2001 года на КС НИМ.

Оценка редактора (Джобс): 8 из 10 баллов.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.

Теперь электронную версию можно купить и читать на Литресе.