Мало видение иметь, его нужно воплощать

Инновации важны. Люди хотят их. Компании хотят их. Политики тоже хотят их. Но что это такое?

Радикальные инновации меняют мир. Подумайте о великих изобретениях, которые изменили мир, от Маркони до Эдисона. Но такие радикальные инновации случаются удивительно редко. Как много технических революций мы застанем за свою жизнь? Не много, может, 20 или 50, но точно не тысячи.

Прорывные инновации появляются благодаря Видению — способности увидеть в окружающем мире то, чего не видят другие. Нет такой профессии, которая отвечала бы за инновации. Это может прийти от кого угодно и откуда угодно.

Создание видения — очень редкая в нашем обществе и ценная способность. Мы живём не в то время, когда информации не хватает. Как раз наоборот. Информации слишком много. Чего не хватает, так это способности увидеть смысл в гигантской запутанной картине, отбросить прошлое и принятые шаблоны и придумать что-то новое.

Но одного видения не достаточно. Визионерские идеи появляются часто, но получают конкретное воплощение слишком редко. Для инновации необходимо воплощение идеи, это задача, требующая огромного мужества, стойкости и веры. Великие инновации часто сталкиваются с великим сопротивлением. Даже самые успешные инновации испытывали трудности в самом начале. Они сталкивались с пренебрежением и насмешками, и часто проходили десятилетия, прежде чем их принимали.

Мы всё ещё слишком мало знаем о том, как создаётся видение. Представители бизнеса заявляют об интересе к инновациям, но когда им приносят инновационные идеи, они упираются. Процесс, связанный с интуицией и озарениями, пугает их. «Что если не сработает?» — спрашивают они. Великие визионеры и новаторы часто ошибаются. Ошибка для них — это новый опыт. Большой перемены не бывает без большой ошибки в прошлом.

Многие умерили свой визионерский пыл из-за страха перед провалом. Хорошо освоившие процесс дизайнеры забросили свои необычные визионерские способности, чтобы выдавать простые, более структурированные и привычные менеджерам концепции.

Однажды один маркетолог описал процесс рыночных исследований в Эпл так:

Каждое утро Стив смотрит в зеркало и спрашивает себя, чего бы он хотел.

Подразумевалось, что это камень в огород Эпл. Это распространённый миф, что инновации двигаются супер-сложными аналитическими методами и структурированными процессами. Миф пришёл из традиционного бизнес-сообщества, ориентированного на решение проблем, но не на построение видения. С таким подходом можно решить текущие задачи, но нельзя подготовиться к будущим.

Новый рубеж — найти путь к инновациям, разобравшись, как создаётся видение. Для этого нам потребуется новая база. Нужно исследовать неуловимые нематериальные измерения мышления, способность увидеть в зеркале отражение нашего общества.

Нужно научиться угадывать, о чём мечтают люди, двигаться от традиционного рынка в ещё не существующий мир. Это важнее всего, это нужно, чтобы остаться в жизнеспособном мире. Жизнеспособное сообщество можно построить только благодаря визионерам, поверх повседневных задач смотрящим далеко в будущее.

Статью «Having a vision is not enough — it must be implemented» написали Дональд Норман и Роберто Верганти 13 июля 2014 года.

Перевёл по лицензии Creative Commons Attribution, Non Commercial 4.0 International. Опубликовал на Медиуме.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.