Записки удаленщика. Как стать крутым фрилансером

С Егором у нас была традиция где-то раз в неделю (и летом, и зимой) встречаться и по несколько часов прогуливаться, обсуждая самые разные темы. Мы ходили вдоль канала Грибоедова, стартуя у Финэка и доходя до Никольского сада, наматывали круги по зелёной зоне в районе Горьковской (мимо планетария и зоопарка) и Заневскому парку с окрестностями — в зависимости от того, где тогда жили и куда не лень было доехать за рулём. Несколько раз добирались до той части Невского лесопарка, что ближе к набережной, но она не стала постоянной локацией.

В марте 2021 года Егор писал свою «Книгу нормального фрилансера», и на прогулках мы много обсуждали как отдельные тезисы, так и формат книги в целом. В этих обсуждениях родились, например, вредные советы.

Я заинтересовался, что ещё в книжном формате можно почитать о фрилансе, чтобы понять, насколько сильны конкуренты в этой тематике, и может быть, позаимствовать какие-нибудь идеи. В итоге нашёл «Записки удаленщика. Как стать крутым фрилансером» Мили Котляровой (да, в названии «е» вместо «ё»).

Впечатлениями я поделился с Егором на одной из встреч, а заметки, сделанные во время чтения, публиковать не стал. Егор мог предложить Миле как автору немаленького телеграм-канала о фрилансе какое-нибудь партнёрство, а мои заметки не были комплиментарными. Такой вот я осторожный человек.

Свою книгу Егор дописал и опубликовал в 2022-м, сейчас 2024-й, партнёрств никаких не сложилось, а я вспомнил о своих заметках и не без труда нашёл их (в файлах TextEdit и на Гугл Диске их не оказалось). Вдруг кому пригодятся.

Заметки

В книге «Записки удаленщика. Как стать крутым фрилансером» по основам фриланса в целом всё корректно. Это как раз то, что понимает более-менее опытный фрилансер, но формулировки местами очень странные. Пример из полезной главы о том, как совмещать фриланс с работой и почему это правильно в самом начале:

Слишком высокая ответственность — то есть желание объять необъятное, набрать себе побольше проектов и не справиться с нагрузкой — это отсутствие ответственности. Сначала наденьте маску на себя, потом на всех остальных.

Чего, блин?

Параграф о том, чем фриланс отличается от удалёнки (по сути, чем тёплое отличается от мягкого), скорее всего, появился из-за названия книги. А маркетологи издательства, видимо, решили задействовать оба ключевых слова, так как наверняка есть потенциальные читатели, которые слышали звон о фрилансе, но вполне могут называть его удалёнкой.

Глава о том, какие бывают диджитал-профессии (основные направления: маркетинг, разработка, дизайн) и как понять, чем заниматься, если со своей текущей профессией нельзя или не хочется фрилансить, напомнила отрывок из self-help литературы. Но тему поиска профессии не раскрыть одной маленькой главой и советами вроде «составьте список того, что вас вдохновляет, что вы умеете делать, даже в рамках хобби, чем любили заниматься в детстве». Зачем пытались?

Самый простой вариант — задать вопрос напрямую: «Какие услуги вы заказывали у фрилансеров в последний год?». Всегда формулируйте вопросы только про прошлое: доказано, что, когда человек думает про себя будущего, у него активируется тот же участок мозга, что при мыслях о других людях. А значит, ответы на вопросы вроде «Что бы вы заказали?» дадут вам искаженную информацию.

Возможно, мозг так и работает. Тем более, дана ссылка на научную публикацию. Но это совершенно бесполезные детали для того, кто искал гайд по миру фриланса и кому совсем недавно объясняли разницу между тёплым и мягким. Достаточно сказать, что вопросы о будущем часто приводят к фантазиям и искажённым ответам, на которые нельзя полагаться. Особенно, принимая бизнес-решения.

Миля не фокусируется на своей сфере деятельности, очевидно, чтобы книгу прочитали не только видеомонтажёры и SMMщики. Но из-за этого советы получились хоть и правильными, но очень базовыми, а повествование без личных примеров из профессиональной жизни довольно скучным. В текст просочились отдельные заметки о монтаже, и их читать намного интереснее.

Книга основана на опыте авторки, поэтому отдельные вырванные из контекста советы становятся довольно бесполезными. Например, суммы в параграфе о предоплате или объём правок в часах, который можно считать нормальным. Или тезис о том, что уже через 3−6 месяцев появится статистика, откуда приходят клиенты и на каких каналах привлечения стоит сосредоточиться (ну да, если проекты длятся по два дня). При этом я не нашёл оговорок, что эти советы могут не сработать, если читатель занимается не монтажом или SMM.

В главе о создании портфолио и определении списка услуг попалась интересная мысль, что следующий уровень профессионализма — это оказание комплексных услуг. (Что-то подобное было у Ильяхова.)

Также интересно, что стоимость часа работы может быть разной для регулярных и нерегулярных заказов, и мультипликатор зависит от опыта фрилансера. Начинающий специалист может брать в два раза больше за нерегулярные заказы, тогда как опытный — всего в полтора, так как ему проще их находить.

Тоже хорошо:

Точно такая же ситуация возникает у сотен других предпринимателей, менеджеров и маркетологов. Их молчание не означает, что они не хотят с вами работать, скорее всего, они просто закрутились в делах и будут рады, если вы о себе напомните.

(…) Не стесняйтесь и в случае долгого — больше трёх дней — молчания заказчика просто напишите ему: «Павел, здравствуйте! Приступаем к работе? Если да, мне нужно от вас…»

В книге много о работе через фриланс-сайты, а я за девять лет фриланса так и не обратился к этому источнику заказов, проекты приносило сарафанное радио.

Но явно лишними показались советы, как писать статьи. Миля этим занимается и может что-то рассказать, заодно рекламируя свои курсы. Но эту тему, как и тему поиска профессии, не раскрыть одним параграфом.

Есть и просто неточности. Например, что отчисления государству по трудовому договору позволяют уйти в оплачиваемый отпуск и получить выходное пособие при сокращении. За это платит не государство, а работодатель. Зачем уходить в детали, в которых не разбираешься?

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.