Как придумывать шутки

Прочитал книгу-методичку «Смехмеханика».

Написана она для КВНщиков, поэтому затрагивает процесс выбора названия и стиля команды, основы драматургии, юмористические форматы (политического юмора мало не из-за цензуры, а потому что он быстро надоедает), размышления о мате и женских командах (в разных главах).

Всё это подойдёт не только для КВНа, но и для иных форматов. Полезно выбрать стиль и придерживаться его. Даже любителям малых форм вроде шуток в твиттере. Он влияет на выбор тем, ограничивает полёт фантазии, делает автора узнаваемым.

Как придумывать шутки

Надо быть наблюдательным — вокруг и так много смешного.

Надо читать, узнавать и пробовать новое. Затем нужно подобрать (самое сложное) и скомбинировать 2 факта. Можно написать несколько фактов в строчку и в столбик и на пересечении генерировать шутки.

Натурщик так долго позировал художнику, что бобры стали подгрызать у него ноги.

Можно неожиданно завершать шаблонные фразы и ситуации. Чтобы читатель успел поверить, что он знает окончание, и был удивлён. Делать это лучше вдвоём — первый подаёт фразу, второй её отбивает.

Самое простое — это каламбуры. Специально их можно не сочинять, они сами приходят в голову. Голый каламбур чаще всего не интересен, он должен иметь второй смысл, быть актуальным и сказан в тему.

Колумбу сдавать завтра историю Америки, а он её ещё даже не открывал.

Ещё один способ — инверсия. Можно говорить противоположное тому, что имеется в виду (сарказм).

Я положительно отношусь к повышению стоимости проезда, ведь это приведет к улучшению обслуживания пассажиров.

Перевернуть факт наоборот в формате «а что если». Например, героями античных хохмачей были Антиподы — люди, живущие с другой стороны земли, ходящие вверх ногами.

Изменить логику, когда та же первопричина приводит к обратному результату.

Если крутить педали на велотренажере в обратную сторону, можно потолстеть.

Тюнинг

Избавляйтесь от лишних слов. Выкидывайте неудачные варианты.

Хорошо заходят шутки на актуальные темы, но юмор уходит из них вместе с актуальностью и каждой новой шуткой на ту же тему.

Знайте свою аудиторию, чтобы шутить на понятные им темы и понятными им словами. Адаптируйте шутки под аудиторию: Купчино можно заменить Бутовым для московской аудитории.

Решили прочитать?

Учтите, читать «Смехмеханику» интересно и весело, но написана она как поток сознания. Я реально запарился составлять данную выжимку с примерами. Не у каждого способа придумать шутку есть краткий отделяемый от остального текста пример.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.

Теперь электронную версию можно купить и читать на Литресе.