Обзор фильма «Интимные места»

Фильм состоит из нескольких интимных историй, показывающих, какие разнообразные отклонения бывают у половозрелых людей различного пола и возраста. Истории перемешаны, но общий у них поначалу лишь период времени, когда происходит действие.

Одна из героинь — одинокая и активно пользующаяся своим вибратором депутатка, рьяно цензурирующая эротику. Судя по небогатой обстановке квартиры и служебной волге, причина в принципах, а не в деньгах противников и сторонников «глубоких глоток». Прототип напрашивается сам собой, но создатели фильма утверждают, что придумали образ задолго до появления в современных политических реалиях похожей чиновницы.

По другую сторону баррикад — успешный художник, пропагандирующий сексуальную свободу и фотографирующий половые органы (спасибо, что человеческие). Дело идёт в гору: у него берут интервью, а за фотоподарками для мужей приходят генеральские жёны.

Остальные герои мечутся по координатной оси между свободой и несвободой. Среди них: муж-чайлдфришник и его забеременевшая жена, отец двоих детей, избегающий секса с супругой и психоаналитик (вот так вот, без комментария). Ещё есть парень, планирующий лишиться невинности и считающий услуги проститутки белым флагом для настоящего мужчины, но его ироничная история совсем коротка.

Точки их пересечения проявятся со временем. Это и скрытые изначально отношения, и общие знакомые, и даже одно резиновое изделие. Рассказывать о персонажах и их метаниях подробнее — значит убить интерес к фильму, выстроенному таким образом, чтобы постоянно порождать в голове зрителя вопросы «кто это», «что происходит», «что с ними не так?», показывать детали, давать намёки и затем подтверждать возникающие догадки.

Картинка отличная, но можно почти физически ощутить, что камера находится в руках оператора, а не на холодном металлическом штативе. Даже статичные планы плавают и дрожат, а в динамичных сценах, которых, по правде говоря, минимум, изображение и вовсе скачет и трясётся. Это лишает картинку части очарования, и отсылка к «Фотоувеличению» Антониони выглядит самокритично. С другой стороны, это делает зрителя безмолвным участником и немного оживляет безэкшеновое и скупое на диалоги повествование (на интимные темы диалоги вести тяжело).

И таким вот образом, не погружаясь глубоко во внутренний мир героев, не отвечая на вопросы «почему» и «что дальше?», удерживая на себе внимание художественными приёмами и хитрой режиссурой, фильм преодолевает 78-минутный рубеж и внезапно завершается.

Последние эпизоды основных историй (финальными их не назвать) — это кульминация. Развязка остаётся за кадром, и данных ранее намёков явно недостаточно, чтобы достроить её самостоятельно и сделать какие-либо выводы. Смерть художника и вовсе оставляет в растерянности. Это не спойлер, фильм начинается с его скромных похорон и символичной демонстрации его полностью обнажённого тела.

Сексуальная революция свершилась, общество принимает такую свободу, многочисленные любовницы художника потихоньку соглашаются на его правила игры, а идеологических борцов наверняка рано или поздно снимут за проступки, так почему художник должен умереть?

Говоря про комедийную составляющую этой трагикомедии, стоит отметить, что человек, в одиночку сражающийся со своими ветряными мельницами, смешной лишь отчасти. А если при этом он ещё и голый… В зале обязательно найдётся парочка зрителей, которые ухохочутся с крупных планов персонажей, оказывающихся в очередной нелепой ситуации.

В целом фильм оставляет в растерянности. Это хорошая работа, сделанная ровно наполовину, как если бы авторы начали разговор, но прервали его, не сказав…

Обзор опубликован на cityspb.ru. По ссылке — с редакторскими правками. Здесь — исходный авторский вариант. Написан 14 сентября.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.