Основные идеи из книги «Невидимая горилла» Кристофера Шабри и Дэниела Саймонса о том, что человек — не совсем то разумное, рациональное существо, способное принимать верные решения, как он сам о себе думает.
Её ставят в один ряд с «Думай медленно, решай быстро» Дэниела Канемана и книгами Дэна Ариели, которые я уже упоминал в статьях о поведенческом дизайне и концепции крючка. И это одна из 5 книг о процессах зрительного внимания, которые рекомендует Мария Фаликман.
Восприятие
Пройдите 1-минутный тест на внимательность с баскетболистами. Достаточно внимательными оказываются лишь 50% участников. Такие результаты обусловлены перцептивной слепотой — неспособностью человека воспринимать то, что он не готов увидеть.
Статистика это подтверждает: столкновения автомобилей с пешеходами и велосипедами реже происходят там, где пешеходы и велосипедисты встречаются чаще.
Слепоту усугубляет когнитивная нагрузка. Поэтому за рулём должны быть запрещены любые телефонные разговоры, а не только с телефоном в руке. Телефонный разговор требует внимания, и реакция водителя на дорожную ситуацию становится медленнее. Разговор с попутчиком при этом не так опасен: его проще воспринимать, собеседник может предупредить об опасности и замолчать в сложной ситуации.
Ни профессия, требующая повышенной внимательности, ни пол участников не повлиял на результаты теста. Тренировки внимания тоже не помогают.
С баскетбольным тестом успешнее справлялись баскетболисты. Возможно, отслеживание пассов требует от них меньших когнитивных усилий. В другом тесте рентгенологи на снимках внутренних органов не замечали посторонних предметов, потому что искали определённые признаки болезни. То есть специализация на изучении этих снимков не помогла.
Перцептивной может быть и глухота.
Чтобы избавиться от перцептивной слепоты или глухоты, нужно перестать концентрировать внимание. Но в таком состоянии сложно заниматься полезной деятельностью.
Память
Мозг не записывает всё происходящее в мельчайших деталях, а интерпретирует увиденное. Интерпретация зависит от предыдущего опыта и имеющихся знаний. Иллюзия памяти — расхождение между реальным событием и последующим воспоминанием о нём.
Участников эксперимента просили подождать в специальной комнате, пока предыдущий участник закончит задание. Потом их просили описать комнату, в которой они только что находились. Участники вспоминали стандартные предметы мебели, а некоторые вспоминали даже то, чего в комнате не было. Их опыт подсказывал, что в таких комнатах обычно есть книжные шкафы и так далее.
Люди вспоминают то, что, по их мнению, они должны вспомнить. Поэтому показания очевидцев преступления могут быть взаимоисключающими.
Если человек много раз слышал определённую историю, со временем память может подать её как собственный опыт человека.
Изменения
Посмотрите 3-минутный ролик с карточным трюком. Слепота к изменениям в окружающей среде связана с перцептивной слепотой, но это не то же самое.
В реальном мире окружающая обстановка не меняется слишком резко, и мозг не проверяет её постоянно. Поэтому людям сложно сравнивать происходящее сейчас с тем, что было вокруг ещё несколько мгновений назад.
Мы не замечаем нестыковок в фильмах и книгах, потому что воспринимаем их в целом и не ожидаем подвоха. Чем увлекательней сюжет, тем больше режиссёр может накосячить с постановкой.
Уверенность
Люди считают, что уверенность человека — это признак его способностей, знаний или твёрдости воспоминаний. Но это не так.
В ряде экспериментов сильные участники лишь немного переоценивали свои силы. Самоуверенность слабых была в среднем высокой. Это эффект неосознаваемого невежества, также известный как эффект Даннинга — Крюгера: некомпетентные люди не могут осознать свою некомпетентность
Получая обратную связь, мы интерпретируем её в выгодном для себя свете: успехи происходят из-за наших способностей, а неудачи из-за разных случайностей. Факты, которые этому противоречат, стараемся не замечать. По мере повышения компетентности мы оцениваем себя реалистичнее.
Но при этом мы склонны доверять тем, кто демонстрирует уверенность. Не надо так делать.
Какой врач внушает больше доверия: который без колебаний ставит диагноз или который сверяется со справочником и не отвечает с ходу на вопросы пациента? Самоуверенный врач за бравадой может скрывать своё незнание. Перепроверяющий врач учитывает малейшие нюансы и не делает поспешных выводов.
Знания
Люди преувеличивают свои знания. И обычные люди, и специалисты ошибаются в прогнозах. Мы постоянно взаимодействуем с различными механизмами и думаем, что знаем, как они работают.
Упражнение для самопроверки: нарисуйте, как устроен велосипед. Оцените, насколько вам понятно его устройство по шкале от 1 (непонятно) до 7 (всё понятно).
Затем ответьте на вопросы:
- Есть ли у него цепь?
- Она соединяет оба колеса или одно?
- Соединяет ли рама переднее и заднее колесо?
- Как расположены педали и цепь?
Прочтение учебника даёт иллюзию знания. Текст становится знакомым, возникает ощущение понимания. Только самопроверка помогает студенту понять, насколько он разбирается в теме.
Иллюзию знания создаёт и реклама. Покупатель начинает считать, что знает о товаре факты, хотя это всего лишь оценочные суждения. Поэтому в инфостиле предлагают не навязывать оценки, а давать читателю факты, чтобы он сам их интерпретировал.
Причинно-следственные связи
Люди постоянно находят смысл в бессмысленном. Например, видят лицо Иисуса на тосте. Это называется парейдолией.
Мы можем увидеть ложную причинно-следственную. Статистика показывает, что потребление мороженого и количество утонувших растут одновременно. Но это не мороженное заставляет людей тонуть, а жара заставляет их купаться и есть мороженное. Мы обычно не ищем 3-й фактор, а связываем 2 имеющихся. На этом основано большинство теорий заговора.
Когда мы последовательно узнаём несколько фактов, пробелы в рассказе автоматически заполняются цепочкой причин и следствий. Хорошая новость в том, что так мы лучше его запоминаем.
Авторы популярных книг часто не показывают картину целиком, чтобы добиться определённого повествовательного эффекта. Чтобы достичь таких же высот, как компания А и Б, надо делать В и Г. Авторы даже не пытаются выяснить, чего добились другие компании, делавшие В и Г. Это систематическая ошибка выжившего.
Потенциал
Мы склонны считать, что мозг скрывает огромные резервы интеллектуальных ресурсов, и его работу можно улучшить с помощью довольно простых методов.
Эксперименты показали, что никакого эффекта Моцарта (повышение IQ при прослушивании его музыки) не существует. Так же как эффекта 25-го кадра или возможности влиять на продажи, используя в рекламе определённые слова.
Можно ли натренировать мозг? Можно, но если тренироваться в запоминании цифр, можно запоминать большее количество цифр. Этот навык не пригодится, чтобы вспомнить, куда делись ключи от машины.
Федеральная торговая комиссия США обязала разработчика серии игр для развития когнитивных способностей Lumosity выплатить штраф в размере $2 млн за введение пользователей в заблуждение.
Они использовали страх пользователей потерять гибкость ума с возрастом и дали понять, что игры помогут предотвратить потерю памяти, слабоумие и даже болезнь Альцгеймера. Но разработчики не смогли предоставить никаких исследований, подтверждающих эти утверждения.
Простых решений нет.
…
Впервые опубликовано 17 апреля 2017 года в рассылке.
Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.