Обзор фильма «Пила»

Пила — это псевдоним главного виновника торжества, расчетливого комбинатора и изощренного садиста, с завидной периодичностью заставляющего самых разных людей расплачиваться за проступки (объективно говоря, надуманные).

По схеме Пилы искупление им же инкриминированных грехов произойдет после того, как плененная грешная душа решит головоломку, практически несовместимую с жизнью. Приведу несколько таких паззлов в пример. Из медикаментозного забытия в себя приходит женщина с нацепленным на голову монструозным шлемом. Некто с экрана телевизора рассказывает ей, что в определенное время это хитро сделанное устройство сильно деформирует ей череп и что ключик, открывающий шлем, покоится в желудке ее приятеля. Или еще: с трудом проходящий в дверные проемы толстяк голышом оказывается в клетке, заполненной паутиной из колючей проволоки. Время, отпущенное на выход, ограничено — прям вылитый форд Байярд.

Сегодня в башню к старцу Фура поднимутся доктор Лоренс Гордон (Кэри Элвес) и фотограф Адам (Ли Уоннелл — молодой актер, участвовавший в написании сценария).

Начинается все с того, что двое незнакомых друг с другом мужчин приходят в себя в противоположных углах заброшенного общественного туалета, намертво прикованные к трубам. В центре помещения лежит зловонный труп в огромной луже крови. Из подброшенных аудиозаписей герои узнают, что выживет только док, но для этого ему надо найти способ освободиться и убить своего товарища по несчастью. Стимул нарушить клятву Гиппократа и сделать это до установленного часа — жизни миссис и маленькой мисс Гордон.

В принципе, есть призрачная возможность спастись и другим способом. Маньяка денно и нощно разыскивает детектив Дэвид Тэпп (Дэнни Гловер), поимка Пилы для которого стала смыслом жизни.

Реальное действие в основном происходит в санузле, но несмотря на это, зрелище нам предстоит весьма увлекательное. Подсказка за подсказкой, флешбек за флешбеком мы выясним, что вовсе не случайно именно эти люди оказались в такой неловкой ситуации. Это не просто качественно новый уровень головоломок, в которых одна жертва должна преодолеть не только свой страх, но и другую жертву, это самая настоящая «система уравнений». Все оказывается запутаннее, чем кажется в начале, и только в финале зритель поймет, что к чему.

Отдельного внимания заслуживает криминальная история Пилы, отрывок из которой я привел выше. Согласитесь, оригинальное времяпрепровождение придумал себе серийный убийца.

Фильм, как и заявлено, — настоящий «психологический триллер». Интересный, волнующий, грамотный и даже немного философский. Идея эксплуатируется простая и проверенная временем, но не потерявшая актуальность: не стоит игнорировать зло вокруг, потому что однажды оно придет и в твой дом. Насчет грамотности, правда, необходимо сделать оговорку. В этом плане возмутил момент, когда двое детективов «брали» махинатора. Вот если преступник ранит вашего напарника и бросится наутек, разве сначала вы станете проявлять заботу о здоровье коллеги и только потом — преследовать убегающего антагониста? В этой сцене режиссер Джеймс Уэн сделал выбор в пользу интриги, а не здравого смысла.

Но несмотря ни на что, перед Джеймсом стоит снять шляпу. Собрав не самых известных, но хороших актеров (одно лишь превращение доктора Лоренса в одержимого спасением семьи безумца многого стоит), он снял качественное кино. Не акцентируя внимание на всевозможной крупноплановой расчлененке, он умудрился ошеломить зарубежного зрителя, а вашего покорного слугу заставил немного поколебаться, куда же отнести фильм — к триллерам или мистике/ужасам.

«Пила», или, как ее еще назвали в нашем прокате, «Игра на выживание», — дебютная (!) работа Джеймса Уэна, и судя по кассовым сборам (больше 50 миллионов долларов на 21 ноября), она стала настоящей заявкой на место под солнцем.

Оценка автора обзора: 7,5 из 10.

Опубликовано 16 декабря 2004 года на Сквадроне под названием «Паззл не на жизнь, а на смерть».

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.