Нонфикшн ’15

За год прочитал 26 нехудожественных книг. В этой записи постарался дать каждой небольшое описание или сохранившиеся в Букмейте цитаты.

Книг много, поэтому решил выбрать 3 лучших:

  1. «Дизайн — это работа» Майка Монтейро — рекомендую дизайнерам;
  2. «Номенклатура» Михаила Восленского;
  3. «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» Михаила Зыгаря.

«Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов» Уильяма Зинсера

Обязательно прочтите, если ведёте блог, пишете статьи или хотя бы письма по работе.

Книга древняя, но очень информативная и всё ещё актуальная. Например, евангелист информационного стиля Ильяхов рассказывает сейчас о штампах то же, что говорил Зинсер почти 40 лет назад.

Не ожидал, что она так круто будет мотивировать. Подумывали написать мемуары? Книга не только научит, но и расскажет, почему каждый должен это попробовать.

Зинсер рассказывает, как создавались его статьи и приводит много примеров. Да и сама книга вышла отличным примером хорошего нехудожественного текста, особенно на контрасте с моим предыдущим чтивом («Море, море» Айрис Мердок).

«Как писать книги. Мемуары о ремесле» Стивена Кинга

Самой интересной оказалась первая часть — мемуары. Каким он был ребёнком, как взрослел, как зарабатывал на жизнь до того, как стал профессиональным писателем. Как жена посвящала его в проблемы девочек-подростков. Отличный эпизод с покупкой фена в ночной аптеке, когда агент сообщил о продаже издательству прав на «Керри».

Кинг выделил знаковые на 2000-й год книги: «Керри» — первый проданный роман, «Мёртвая зона» — первый бестселлер, «Противостояние» — лучший роман по мнению читателей. Если не читали Кинга, начните с них.

Он не продумывает «вещь» от начала и до конца, а как бы начинает копать вокруг булыжника и в конце выкапывает валун непредсказуемой формы и размера.

«Властелины Doom» Дэвида Кушнера

История id Software, Джона Кармака и Джона Ромеро. Они создали Wolfenstein 3D, Doom и Quake и круто подстегнули развитие игровой индустрии. Книга об играх и предпринимательстве в эпоху персональных компьютеров, поэтому читается на одном дыхании.

Есть претензии к изданию. Почему сразу в тексте не перевели американские меры в европейские? Зачем мне знать, сколько весил при рождении один из героев? Как можно было сформулировать «их всех стёрли из программы одним росчерком» или написать миллионы вместо миллиардов при оценке индустрии видеоигр? Неужели так сложно в пределах одной книги не путать фамилию героя (Стиви Кейс и Стиви Кейз)? Почему не придумали единого формата для имён собственных («Челюсти», Evil Dead 2 с переводом в сноске, Chrysler без перевода)? Зачем выдумывать, будто Джобса и Возняка называли «два Стива», и активно вдалбливать читателю параллель с «двумя Джонами»?

И да, оригинальная книга вышла в 2003 году.

«Места лишения свободы. Армейский дневник срочника» Сергея Николаева

Хорошо написанные и иллюстрированные заметки о жизни призывника в российской армии в 2012−2013 годах. Вот какие дневники получаются, если тянуть лямку отправился дизайнер.

«Джонни Айв» Линдера Кани

Писал для Заметок, поэтому отзыв не от первого лица.

В продолжение темы дизайна повседневных вещей рекомендуем книгу Линдера Кани «Джонни Айв». Она, конечно, о творческом пути Айва, но больше интересна рассказом о промышленном дизайне вообще и о том, как этот процесс выстраивался в Apple.

Интересно узнать, что iPhone 4 сделан по принципиальной модели, придуманной ещё при проектировании первого, но не подошедшей из-за развития технологий на тот момент.

В конце рассказывается о технологии Unibody, благодаря которой корпусы последних айфонов и макбуков состоят из минимума алюминиевых деталей. Apple инвестировала 9,5 миллиардов долларов в организацию процесса и закупку дорогих станков, использовавшихся ранее в основном в автомобилестроении и аэрокосмической отрасли.

Цитаты:

  • Большинство людей ошибаются, полагая, что дизайн — это то, как предмет выглядит. Люди думают, что это просто внешний лоск: дизайнеру вручают коробку и говорят: «Сделай ее красивой!» Но смысл дизайна не в этом. Это не просто внешний вид и ощущения. Это то, как вещь работает.
  • Айв понимал, что в эпоху быстрых перемен стиль, как ржавчина, разъедает дизайн, и продукт раньше времени выходит из моды. Он пришел к выводу, что избегание стилизации не только дает дизайну долговечность, но и позволяет сосредоточиться на настоящей подлинности продукта, о которой все дизайнеры мечтают, но редко достигают.
  • Многие из нас редко брились, — смеется Зацгер. — Мы разработали несколько вариантов зазора между металлом и стеклом, пока не нашли такой, который не цеплялся за щетину.

«Дизайн — это работа» Майка Монтейро

Писал для Заметок, поэтому отзыв не от первого лица.

Если вы не сидите в уютном отделе продуктового дизайна какой-нибудь корпорации, а постоянно ищете заказы для себя или своей студии, рекомендуем книгу руководителя Mule Design Майка Монтейро «Дизайн — это работа».

Суммируя свой опыт взаимоотношений с заказчиками, Майк рассказывает, как отсеивать проблемных клиентов, почему нельзя работать бесплатно, как формировать цену и правильно дать скидку (если очень надо), как разруливать задержки платежей, почему лучше не брать мелкие проекты.

Как презентовать работу, почему важно общаться с заказчиком напрямую. Что делать, если заказчик подключает к вашей задаче дублёра (корпоративного дизайнера или стороннюю студию), предлагает собственные решения, передаёт комментарии своей жены или хочет гарантии, что ваш дизайн его полностью удовлетворит. И очень много о контрактах.

Эту книгу стоит прочесть каждому дизайнеру, уже наполнившему своё фейковое портфолио и начавшему работать с реальными заказчиками.

Выписал довольно много цитат.

«Исповедь содержанки» Яны Рудковской

Яна — продюсер Димы Билана. Она написала об их знакомстве, когда его продюсировал ещё Айзеншпис, и о пути Билана к популярности и победе на Евровидении. Весьма интересно о российском шоубизнесе и о европейском песенном конкурсе.

В книге есть отрывки о детстве Яны и её войне с мужем, но вставлены они, очевидно, ради пропаганды позиции Яны. Без них было бы лучше.

«Русская модель управления» Александра Прохорова

Мы работаем в одном из двух режимов: аврал или «не бей лежачего». И другие особенности русского менталитета.

«Что касается русских, то чаще других материального успеха достигают люди, в силу каких-то частных причин выросшие не в семье, а, скажем, в спортивном или музыкальном интернате или в какой-то иной необычной среде. Нередко это те, кем еще в детстве судьба распорядилась весьма жестоко, но в качестве скромной компенсации избавила их от балласта устаревших стереотипов поведения».

«На кофеине» Мюррея Карпентера

Как кофеин производится. Как используется. Например, неожиданно для многих мам кофеин оказался в апельсиновом соке, который они давали маленьким детям.

Как влияет на организм. Книга не сподвигнет отказаться от кофе, но заставит внимательнее относиться к продуктам, которые не ассоциированы с кофеином, но в которых он есть.

О термине «кофе-брейк»:

«В 1952 году на пике популярности кофе Панамериканское кофейное бюро для массивной рекламной кампании придумало слово «кофе-брейк». «Бюро создало само это понятие и дало официальное разрешение на практику, начавшуюся во время войны на оборонных заводах, когда перерыв на кофе давал работникам необходимую возможность расслабиться и получить кофеиновую встряску», — пишет Марк Пендерграст в «Таинственном эликсире». Вскоре большая часть американских компаний узаконила кофе-брейки».

«Живой как жизнь» Корнея Чуковского

Как изменяется и развивается русский язык, как новые слова и выражения входят в обиход и укореняются или со временем устаревают. Также о сленге (в том числе профессиональном), канцелярите, заимствовании из других языков.

Интересны слова и фразы, которые приводит в пример Корней, — такой языковой срез на время первой публикации, 1962-й год.

Цитаты:

  • Назвать этот язык русским, — говорит Паустовский [о канцелярите], — мог бы только жесточайший наш враг.
  • Бедна та народность, — писал Белинский в 1844 году, — которая трепещет за свою самостоятельность при всяком соприкосновении с другою народностью.
  • И кто же поручится, что наши правнуки не станут говорить и писать: крана, актера, медведя, желудя. Наблюдая за пышным расцветом этой ухарской формы, я не раз утешал себя тем, что эта форма завладевает главным образом такими словами, которые в данном профессиональном (иногда очень узком) кругу упоминаются чаще всего: форма плана существует только среди чертежников; торта — в кондитерских; супа — в ресторанных кухнях; площадя — в домовых управлениях; скоростя — у трактористов.

«Номенклатура» Михаила Восленского

Монументальный труд, помогающий понять, что происходило в России с момента революции до почти самого развала СССР. Автор анализирует факты советской истории, добавляет собственные наблюдения (был близок к номенклатуре) и складывает всё это в логичный исторический процесс.

После революции, а точнее, разгона временного правительства большевиками, власть в стране узурпировал новый класс — номенклатура. Они принимали все решения в стране и распоряжались всеми богатствами, но при этом оставались в тени и ничем не владели. Квартиры с домработницами, машины с шофёрами, дачи с обслугой — всё было государственным.

Фактически, они жили в отдельной стране со своей собственной инфраструктурой (пансионаты, госпитали, магазины) и с обычным народом не пересекались.

«Бизнес в стиле Ж» Дмитрия Агарунова

Размышления о бизнесе от предпринимателя, начавшего с торговли играми и создавшего издательский дом GameLand.

Книга маленькая. В ней нет отдельной истории-иллюстрации для каждого тезиса (как у Карнеги), нет специфики работы издательского дома. Но есть мысли и истории о людях и процессах в компании. Каждая глава заканчивается выводами — самой сутью полученного опыта.

Из интересных выводов: в первую очередь предприниматель должен заботиться о себе, а потом уже — о своих работниках. Без предпринимателя не будет ничего.

Цитаты:

  • В 2008 г. я однажды собрал топ-менеджеров на антикризисное совещание. Один из вопросов повестки касался будущего убыточных проектов. «Давайте, — предложил я, — их все закроем». На что топ-менеджер, на которого я возложил оперативное управление, ответил: «Я не затем пришел в эту компанию, чтобы закрывать проекты. Мне нужен масштаб». Не ручаюсь за точность формулировки, но суть ответа была такова. Количество подчиненных для него было важнее, чем размер прибыли. Пусть работодатель теряет деньги — но он еще годик постоит во главе крупной компании.
  • Даже если спрос упал до нуля и в течение следующего года не восстановится, я бы советовал потратить это время на то, чтобы поехать за границу, перенять там самые передовые технологии.

«Бизнес как экспедиция» Александра Кравцова

Цитаты:

  • Достаточно быстро у меня появился персональный водитель, помощники-администраторы в офисе, домработница и няня для старшего сына. Необходимость самому заниматься разнообразными бытовыми проблемами прошла, вместе с ней частично прошла реальность восприятия материальной жизни. Мне стало непросто понимать, сколько стоят сто или тысяча долларов для обычного человека, поскольку каждый день приходилось рисковать сотнями тысяч и миллионами своих и заемных денег, а иногда и жизнью.
  • «Концепция Ежа» Коллинза. Суть ее в следующем. Рисуются три круга. Внутри первого описывается все, что приносит максимальную прибыль, внутри второго — что компания может делать лучше всех, а внутри третьего — что ключевым людям нравится делать больше всего. Круги накладывают друг на друга, и именно на их пересечении концентрируется деятельность.

«Пелевин и поколение пустоты» Романа Козака, Сергея Полотовского

Книга занимательная. Узнав больше о творческом пути Пелевина, можно по-новому взглянуть на его книги. Забавно: он любит отсылки в именах и фамилиях персонажей на реальных людей, которых за что-то невзлюбил.

«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» Кристофера Хэдфилда

Кристофер родился в Канаде, а значит, у него почти не было шансов стать астронавтом. Но он очень хотел и всё-таки добился своего (несколько месяцев он провёл в космосе). В книге рассказал о своём пути в профессию, о жизни и работе астронавта (просто куча информации).

Цитаты:

  • Даже будучи девятилетним мальчишкой, я осознавал, что в жизни мне придется неоднократно делать выбор и мои решения будут иметь значение. От того, как я проживу каждый свой день, на какие дела я потрачу время, будет зависеть, каким человеком я стану.
  • Поскольку шанс стать астронавтом был не велик, мне казалось, что было бы очень глупо полностью на него положиться и потерять уважение к себе в случае, если этот шанс так и не выпадет. Моя позиция была такой: «Возможно, этого никогда не случится, но на всякий случай я должен делать все необходимое, чтобы двигаться к выбранной цели; я должен быть уверен, что вещи, которыми я занимаюсь, мне интересны. Тогда, чтобы ни произошло, я буду счастлив».
  • Рано пришедший успех — ужасный учитель. По существу, вас награждали за недостаточную подготовку, поэтому в ситуации, когда готовиться необходимо, вы не справляетесь. Вы просто не знаете, как это делать.
  • Когда предстоит работа в смертельно опасных условиях с очень специфическим оборудованием и длинным перечнем задач, которые нужно выполнить в кратчайшие сроки, не хотелось бы оказаться с такими людьми в одной команде. Репутация рок-звезд со временем сменяется репутацией людей, на которых нельзя положиться в трудную минуту.

«Каллиграфия для всех» Леонида Проненко

Важно знать, что это не учебник по каллиграфии.

Цитаты:

  • Бытовое письмо должно быть легкочитаемым и без декоративных излишеств. Вычурность и безграмотность идут рядом. Нет ничего сложнее простоты. Кто не умеет делать хорошо, тот делает богато, — говорили греки.
  • Шрифтовику необходимо знать таблицу оптимальных цветосочетаний, где четкость восприятия букв на цветном фоне дана в порядке убывания: черный на желтом, зеленый на белом, синий на белом, белый на синем, черный на белом, желтый на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном, красный на зеленом.
  • В античности дело было иначе. Если писец ошибался — не беда: мокрой губкой буквы легко смывались с папируса. Иногда это делали и более экстравагантным способом: в Древнем Риме бездарных поэтов заставляли слизывать свои стихи языком.
  • И все же большинство художников и педагогов ручку диаметром семь — десять миллиметров считают наилучшей. Таким инструментом и должен работать начинающий.
  • Свой богатый опыт каллиграфа мастер обобщил в книге-учебнике «Каллиграфия» (Санкт-Петербург, 2005).

«Зачем мы пишем» Мередит Маран

Не очень известные в России авторы рассказывают о своём ремесле. Зашло тоже не очень.

«Птица за птицей» Энн Ламотт

Думал, это будет рассказом о тяжёлой жизни потомственного писателя (отец Энн тоже писал), чем-то вроде «Мемуаров о ремесле» Кинга. Но оказалось, это выжимка из мастер-классов Энн для начинающих писателей.

В процессе чтения книга казалась довольно полезной, но сейчас вспомнить могу только пример с описанием школьного завтрака.

Цитаты:

  • Бытие, конечно, абсурдно и несуразно, но если придать ему строй и ритм, получится почти песня. Уж лучше танцевать под нее или хотя бы хлопать в такт, чем позволить хаосу раздавить себя.
  • — Мир не даст нам покоя. Покоя в мире нет. Его можно найти только в своем сердце. — Вот ужас-то, — сказала я. — Да, ужас. Но ведь это значит, что мир и не отнимет у нас покой.
  • Гари Шнайдер: Рябь на воде — след глубинной серебряной рыбы — иная, чем рябь, что от ветра.
  • Сюжет — основная история вашей книги или рассказа. Если вам нужно блистательное обсуждение технических тонкостей, почитайте Эдварда Форстера и Джона Гарднера. Они разбирают устройство сюжета так точно и вдумчиво, что вы взвоете от зависти.

«Краткая история Англии» Саймона Дженкинса

Хорошая книга и отличный формат. Жаль, что это не серия. С удовольствием прочитал бы краткие истории других стран.

Цитаты:

  • Правительство возглавлял граф Ливерпуль, человек необычайно консервативного склада. Говорили, что он помешал бы и процессу Сотворения мира, чтобы сохранить первозданный хаос.
  • Историки спорят, повлияла ли Черная смерть на расстановку политических сил в Англии, возможно ускорив падение феодализма и серьезно пошатнув веру в церковные догматы. Эпидемия, несомненно, повлияла на появление двух сословий — йоменов, владеющих собственными наделами земли, и ре­мес­лен­ни­ков-специалисто­в.­­

«Как решать UX-задачи в ситуации незнания и самообмана» Ольги Павловой

Книга доступно объясняет, что к чему, и даёт правильные советы дизайнерам и менеджерам, которые начали работать в области UX-дизайна.

Цитаты:

  • Довольно успешно работает идея «Да не надо вам будет ничего решать, просто это нам важно доносить до вас промежуточные результаты, делать их для вас понятными». Задача «решить» неплохо подменяется задачей «понять». Нюанс: вы должны уметь доносить свои идеи на уровне, достойном беседы с топом, а это действительно редкий навык.
  • Если вам кто-то сообщает, куда поставить кнопку, — значит, человеку удобней в таком виде донести до вас свои мысли. Докапывайтесь до мыслей, а не страдайте от вторжения в «творческое» пространство.
  • Поощряйте общение, требуйте общения, управляйте общением. Никогда, никогда нельзя допускать ситуацию, при которой заказчику, а не вам пришла в голову идея поболтать о том о сем.
  • Не хочет разговаривать? Знаете, а ведь это ваша вина. Мы ни разу не видели заказчика, который был бы заинтересован в результате, но отказывался бы обсуждать происходящее в проекте. Может, он просто избегает ответственности, которую вы хотите на него повесить? Так не вешайте. Например, забудьте слово «согласование». Только обсуждения, максимум презентации.

«О пользе лени: Инструкция по продуктивному ничегонеделанию» Эндрю Смарта

Когда мы разговариваем, смотрим на картинки, делаем что-то иное по просьбе экспериментатора, МРТ показывает работу определённых участков головного мозга. Но отсутствие работы в состоянии покоя не означает отсутствие процессов. Просто это другие процессы, не считываемые МРТ, и они очень важны. Книга об этом.

Цитаты:

  • Первый закон предсказаний Артура Кларка: «Когда выдающийся, но уже пожилой ученый заявляет, что какая-либо идея осуществима, он почти всегда прав. Когда он заявляет, что какая-либо идея неосуществима, он, вероятнее всего, ошибается».
  • За последние 30 лет стохастический резонанс (СР) стал важной областью исследований. И вот оно, откровение: в нелинейных системах добавление оптимального уровня шума увеличивает долю сигнала в пропорции сигнал-шум.
  • «Специализация — для насекомых», — Барт Коско, профессор Университета Южной Калифорнии, автор книги «Шум».

«Сальвадор Дали. История за час» В. Калмыковой

Было полезно, но не хватало иллюстраций. Пришлось параллельно искать картины в Google Images.

«Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» Михаила Зыгаря

В «Краткой истории Англии» история длиннее, запутаннее и масштабнее. Но история путинской России — ближе, от книги не оторваться. В ней объясняется, что происходило с политической верхушкой за последние полтора десятка лет. Правда, непонятно, как этими знаниями распорядиться.

«Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее» Эшли Вэнс

Цитаты:

  • В то время как Марк Цукерберг хочет помочь вам поделиться с другими своими детскими фотографиями, Маск хочет… как бы это сформулировать… спасти род человеческий от добровольного или случайного уничтожения.
  • Вот почему мы создали дебетовую карту PayPal. Это вроде как нелогично, но чем легче людям забирать деньги из PayPal, тем меньше они хотят это делать.
  • Я спрашивал себя: «Что влияет на работу команды?» Первым очевидным допущением было: другие поведут себя так, как ведешь себя ты. Но я ошибался. Все остальные не могут думать так же, как ты, все остальные не обязательно владеют той же информацией, что и ты. Даже если я общаюсь со своим двойником, но сообщаю ему только половину информации, нельзя ожидать, что мой двойник придет к такому же выводу, что и я.

«Дизайн для души, бизнес для денег» Дэвида Эйри

Полезно, но не так круто как «Дизайн — это работа».

Цитаты.

«Назад в будущее. История создания» Касина Гейнса

Об очень сложных и нетривиальных съёмках культовой трилогии.

 

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.