101. Кодекс проектировщика

В этом выпуске: о тексте в прототипе, проектировщике в рамках продюсерского подхода, методологии User Story Mapping, доступности цветового контраста, ленинградском дизайне, бессмысленности отзума в приложении «Яндекс Драйва».

Текст в прототипе

Опубликовал мысли о тексте в прототипе — два архивных выпуска рассылки UX-проектировщика:

  1. Когда проектировщик должен писать текст;
  2. О стиле общения, подходе к созданию формулировок для сайта.

Кодекс проектировщика

Вадим Митякин написал о проектировщике в рамках продюсерского подхода к созданию цифровых продуктов.

Задача проектировщика — найти наилучший способ организации системы с учётом технических возможностей и ограничений и того, как соединяются бизнес-требования с пользовательским опытом.

Проектирование — моделирование будущего продукта, работа с гипотезами о реализации тех или иных его частей.

Нет универсального навыка проектировать любые системы на любых технологиях для любых отраслей. За проектировщиком стоят:

  • Реальный опыт создания систем, когда у него была возможность проверить разные гипотезы и узнать, как может вести себя система в реальной рабочей среде;
  • Системный подход — поиск и своеобразные вычисления, за которыми стоят и прототипирование и способность смотреть на задачу с разных точек зрения.

Проектировщик — человек, имеющий привычку принимать решения. И имеющий достаточно смелости для этого.

Как состояться в профессии:

  1. Насмотренность — знакомство с разными областями знаний;
  2. Исследования — освоение выбранной области знаний;
  3. Мастерство — использование своих знаний и создание новых областей знаний.

Продвинутые проектировщики с помощью исследований целенаправленно расширяют свой профессиональный актив. Они ищут решения интересных задач, которые могут пригодится в будущих проектах. Так насмотренность конвертируется в интеллектуальный актив, с помощью которого можно перейти от ресурсной бизнес-модели к модели знаний.

Исследования должны находиться за пределами других этапов проекта. Иначе вся присущая им неопределённость смешается с более предсказуемыми частями проектного процесса и породит в хаос.

User Story Mapping

Андрей Шапиро написал серию статей о методологии сбора требований и планирования релизов программного продукта User Story Mapping.

Часть 1. Пользовательская история:

Карта историй создаётся для нового продукта или когда существующий продукт надо частично или полностью переделать, и требуется описать объём имеющейся функциональности.

На входе метода: гипотезы состава стейкхолдеров, их интересов и основных планируемых эффектов ближайшего релиза. Хорошо, если есть картирование процессов в форматах Customer Journey Map или Service Blueprint.

На выходе: набор задач на проектирование и разработку, привязанных к пользовательским историям.

Методика предлагает фиксировать требования в виде двухмерной карты, где карточки с пользовательскими историями располагаются в хронологическом порядке, а соответствующие им задачи расположены под ними по мере роста глубины проработки.

Любая пользовательская истории записывается для действующего лица: персоны или функциональной роли в системе. Близкая методика Use Cases лишена эмпатии к человеку, для которого создаётся программа.

Важно:

  • Чтобы в истории было и действие, и его ценность для действующего лица;
  • Не фиксировать определённый образ достижения полезного действия, чтобы не мыслить готовыми решениями. Избегайте названий интерфейсных элементов и паттернов.

Часть 2. Алгоритм проведения и рекомендации для ведущего.

Часть 3. Чистка историй от ложных требований. Критика метода.

Доступность цветового контраста

Редактор UX Movement Энтони написал о цветовом контрасте и доступности интерфейса по стандартам WCAG:

  1. Требования WCAG не всегда оптимальны. Алгоритм оценки контраста занижает её для белого текста на ярком фоне (синем или оранжевом), хотя читать его легче чёрного текста;
  2. Контраст текста не обязательно тянуть на уровень 7:1. Это полезно, если большая часть вашей аудитории — люди старше 70 лет с потерей зрения 20/80. Для определённого контента достижение уровня 7:1 невозможно вовсе;
  3. Так как текст надо читать, его стандарты контрастности выше, чем у других компонентов интерфейса. У текста 4,5:1 против 3:1 у иконок;
  4. Если у иконки есть доступная подпись (контраст 4,5:1), контраст самой иконки не важен. Также не важен цвет кнопки, если находящийся на кнопке текст доступен. Требование контрастности не распространяется на неактивные компоненты (например, отключённые кнопки);
  5. Дальтоники нормально воспринимают различные уровни цветового контраста. Если для разграничения состояний использовать только контраст, вероятно, эти состояния будут им доступны;
  6. Требование «цвет не должен использоваться в качестве единственного визуального средства передачи информации, обозначения действия или различия элемента» справедливо, когда разным цветам назначены конкретные значения для информирования пользователя. Если для информирования использовать светлоту и темноту с хорошей разницей в контрасте, дополнительный сигнал не нужен;
  7. Даже если все требования доступности соблюдены, части пользователей интерфейс всё равно будет неудобен. Для них есть вспомогательные технологии с высококонтрастными режимами.

Техническая эстетика, Ленинград

2-й фильм из серии «Техническая эстетика» о ленинградском дизайне.

Выходцы из академии Штиглица (Мухинского училища) и их проекты:

  • Игорь Серебреников: атомный ледокол «Ленин» (внешний вид и внутренности вроде рубки «Дюна-1»), научно-исследовательские суда «Изумруд», «Академик Крылов», «Михаил Сомов», большой десантный корабль;
  • Валентин Кобылинский: карьерный самосвал БелАЗ-540, первый прототип УАЗа «Буханки»;
  • Константин Кудрявцев: ЗИС-111 «Москва»;
  • Николай Васильев: Кировский завод.

При создании ледокола «Ленин» потребовалось несколько лет для того, чтобы огромное количество специалистов, которые работали в конструкторских бюро и на заводах, научить более-менее правильно думать. Никто из них не заканчивал Мухинское училище. Надо было приехать и за 2 недели научить человека дизайну в принципе. Таких было по меньшей мере 20 предприятий.

Директор ленинградского ВНИИТЭ Алексей Печкин
  • Мастерская Ленпроекта под руководством Иосифа Вакса: трамвай ЛМ-57 «Стиляга»;
  • Александр Веснин: теплоход проект-301 «Владимир Ильич»;
  • Олег Фролов: теплоход «Метеор»;
  • Валерий Тимошенко для ПО «Равенство»: удлинитель-разветвитель, радиоприёмник «Невский».

Пластмасса была некачественная. Приёмник состоял из двух половинок корпуса, состыковать их было очень сложно. Поэтому на одной половинке я сделал насечку, которая примыкает к другой половинке, и щели не видно.

Валерий Тимошенко о приёмнике

ВНИИТЭ:

  • Татьяна Самойлова: электробритва Strig, бритва «Харкiв» модели 6601 и 7101, концепты наручных часов;
  • Евгений Монгайт: жеребьёвочный комплекс Олимпиады-80;
  • Н. Белков: пиктограммы Олимпиады-80.

Космическая дизайн-программа СССР:

  • Николай Якуничев: слесарно-монтажный инструмент, экзокомбайн;
  • Борис Малык: комплект слесарно-монтажных инструментов;
  • Виктория Стрельцова и Н. Шахова: рабочие места операторов наземных служб.

Нам надо было проанализировать работу операторов: что они делают за пультом, когда могут отойти и так далее. Это вылилось в очень интересную ситуацию. Поскольку нас в центр управления не пускали, операторы приходили к нам, и мы вытягивали из них информацию. Мы просматривали их медицинские карты и видели, что у них были проблемы с желудком, опорно-двигательным аппаратом.

Виктория Стрельцова

«Зачем» при отзуме на картах

Михаил Озорнин нашёл, что при отзуме на картах в «Яндекс Драйве» появляется «Зачем».

Нашёл Михаил Озорнин

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)