103. Лучшее с UX-марафонов

В этом выпуске рассылки Проектората: самые популярные публикации UX Notes за 2019 год, статьи о защите дизайн-студии в суде, воздухе в макете, стимулировании благотворительности, тестировании инструкции продукта, лучшие видео с UX-марафонов.

Самые популярные публикации 2019 года

Собрал самые популярные публикации 2019 года по числу лайков и репостов в ВК.

В топ-20 попали:

  • 7 переводов статей: Николай Бабич, Джон Мур, Дейв Фельдман, Энтони из UX Movement ×2, Алита Джойс, Шейн Дойл;
  • 6 подборок записей докладов с мероприятий: Design Prosmotr СПб, ProfsoUX, 404fest, Dump, Everfest, UX.txt;
  • 5 оригинальных статей: Михаил Греков, Сергей Абдульманов, Татьяна Гущина, Ольга Коновалова, Наталья Стурза;
  • Гайдлайн: СКБ Контур;
  • Конспект доклада: Анна Кочеткова.

Защита дизайн-студии в суде

Евгений Яровой написал, как защитить интересы дизайн-студии в суде:

  • Как лучше провести досудебное урегулирование;
  • Почему лучше не судиться: Евгений потратил на юриста и перелёты 120к, один потенциальный клиент отказался от сотрудничества из-за незавершённого арбитражного разбирательства, потрачено время (желательно, чтобы в суд явился не только юрист, но и исполнитель);
  • Каким должен быть договор: внятно сформулируйте предмет сделки, сроки выполнения работ, наличие или отсутствие этапов, порядок передачи результатов и оплаты, стоимость работ;
  • И ещё про договор: приравняйте электронную переписку к деловой документации и укажите официальные электронные адреса; опишите содержание работ, этапы, форматы передачи результатов; не указывайте фиксированных дат дедлайна, заложите возможные итерации, замечания или новые требования клиента;
  • Как коммуницировать, выполняя проект: пишите резюме встреч и звонков и отправляйте на согласованный адрес электронной почты (клиент должен возразить, поправить или принять резюме); создавайте промежуточные материалы, которые конкретизируют ожидаемый результат (бриф, референсы, прототип, CJM и т.п.); направляйте промежуточные акты сдачи-приёмки, даже если клиент их не подписывает;
  • Что делать, если запахло жареным: запишите результат работ на диск и отправьте заказчику Почтой России с описью вложения; проверяйте списки арбитражных дел, чтобы увидеть иск в случае, если официальное уведомление не дойдёт; начинайте искать юриста;
  • Как выбрать юриста;
  • Что стоит обсудить с ним: если дело рассматривается по упрощённой форме, а вы хотите донести до судьи аргументы устно, просите о переходе на общий порядок (имеет смысл для дизайнерских услуг).

Воздух в макете

Игорь Штанг написал, как объяснить клиенту воздух в макете.

Макеты бывают разные. На книжных обложках свободное пространство уместно и даже приветствуется, а на информационных табличках важнее компактность.

Воздух тоже бывает разный. Иногда дизайнеры называют воздухом бесформенные дыры, с которыми они не могут справиться. Смотрите примеры.

Защищая решение, лучше ссылаться на задачу:

  • Я ориентировался на референсы, которые мы обсуждали. Вот смотрите, как там сделано…
  • Свободное место — это запас для длинных заголовков (если такие действительно встречаются в книге).
  • Вы говорили, что вёрстка должна выглядеть современной и лёгкой (таким в целом выглядит дизайн с большим количеством воздуха).

Стимулирование благотворительности

Екатерина Рокитян разобрала, как благотворительные организации стимулируют людей помогать.

Нет доверия организации:

  • Показывать, на что пойдёт пожертвование (ShareTheMeal);
  • Публиковать прозрачную отчётность (Фонд борьбы с лейкемией);
  • Показывать других жертвователей (Ночлежка).

Кажется, что маленького пожертвования недостаточно:

  • Предлагать подписаться на небольшое ежемесячное пожертвование (Нужна помощь);
  • Показывать общую сумму сбора и количество жертвователей (Нужна помощь);
  • Предлагать оплатить обычные продукты (Дари еду).

Неудобная оплата. Смски хорошо работают, когда участвует телевидение, но плохо подходят для интернета:

  • Добавить возможность оплаты картой, а также через Apple Pay или Google Pay (Линия жизни);
  • Подключить автоматический ежемесячный платёж.

Не готовы жертвовать деньги:

  • Вовлекать человека в иную деятельность: бег (Charitymiles), просмотр видео с рекламой (GoodLoop) или воздержание от алкоголя (Dryathlon). Деньги перечислят партнёры или рекламодатели;
  • Дарить подарки и мерч (Фонд борьбы с лейкемией, Elbi);
  • Предлагать купить что-то, что создают люди, которым нужна помощь (Выход в Петербурге, Антон тут рядом);
  • Рассказывать истории нуждающихся (Нужна помощь);
  • Объяснять, кто такие бездомные и как они (не по своей воле) оказываются на улице (Ночлежка);
  • Мотивировать жертвователя поделиться тем, что он совершил хороший поступок;
  • Позволять создать событие по сбору пожертвований, например, попросить друзей пожертвовать деньги вместо покупки подарков на день рождения (Нужна помощь).

Лучшее с UX-марафонов

Лучшие доклады предыдущих UX-марафонов:

  1. Ксения Стернина, Mail.Ru Group — Удачные и неудачные дизайн-решения. Проведено в UX-лаборатории;
  2. Анна Кочеткова, Тинькофф Бизнес — С хорошим текстом понятнее (конспект);
  3. Дмитрий Сатин, UsabilityLab — Что такое инженерная психология;
  4. Светлана Ратнер, СКБ Контур — Как формулировать гипотезы для качественного исследования;
  5. Эмилия Городовых, СКБ Контур — Опыт применения JTBD на примере сложного продукта;
  6. Елена Пяткова, Риалвеб — UX и веб-аналитика: какие данные нужны и как их собирать.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в UX Notes ВКонтакте.)

Тестирование инструкции

Илья Александров рассказал, как тестирование инструкции привело к изменению продукта.

Лайтпак похож на Philips Ambilight, но его можно установить на любой телевизор. Инструкцию по установке хотели сделать как у Икеи — без текста. Это позволяло не делать отдельные её версии на других языках.

Установка Лайтпака — процесс нетривиальный. Сложные моменты при создании инструкции:

  1. В продукте много технических ограничений, и, как следствие, требований, которые пользователь должен соблюсти;
  2. Авторы сами до конца не понимали, какой порядок действий будет самым удобным.

Решили протестировать 2 концепта инструкции:

  1. Досконально шаг за шагом говорить человеку, что делать;
  2. Говорить, что нужно получить в итоге и какие важные требования соблюсти. Как достигнуть цели, человек решал сам.

Респондентов так захватывал процесс, что в инструкцию они почти не смотрели. Тестирование показало:

  • 2-й концепт работал гораздо лучше;
  • Всё сильно усложняли умные уголки для крепления светодиодной ленты.

С помощью уголков устройство определяло, где заканчивается одна сторона телевизора и начинается другая. А что, если есть другой способ это делать?

В итоге придумали протягивать ленту по периметру телевизора, не разрезая её. На программном уровне можно узнать длину всей ленты. Большинство телевизоров имеет соотношение сторон 16:9 или 16:10, поэтому получилось автоматически рассчитывать длины сторон.

Решение оказалось проще и дешевле для разработки, а также упрощало пользователям установку Лайтпака.

Рассылка Проектората × UX Notes

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.

Теперь электронную версию можно купить и читать на Литресе.