106. Хороший фильтр для интернет-магазина

В этом выпуске: статьи о парном проектировании в агентстве, правильном количестве респондентов, повышении полезности дашборда и хорошем фильтре для интернет-магазина, видео о Сергее Сурганове, новые выпуски «ДжонФёдора» и Walking head. А также заметки и задачки Егора.

Парное проектирование в агентстве

Настя Красноперова написала об опыте парного проектирования в агентстве.

Преимущества:

  • Работа идёт быстрее. Проектировщики могут поделить продукт и отдельно прорабатывать его части;
  • В споре рождается истина. В диалоге часто получается придумать более оптимальное решение;
  • Качество выше. Исполнители находят чужие ошибки и предлагают способы улучшения;
  • Обмен опытом происходит сам собой в ходе работы. Это полезно для развития исполнителей;
  • Экспертиза не замыкается на одном участнике команды. Один из проектировщиков может уехать в отпуск со спокойной душой и уверенностью, что второй закроет все оставшиеся по проекту вопросы.

(Почти всех этих преимуществ можно достичь при помощи ревью прототипов.)

Правильное количество респондентов

Вадим Шлячков написал, сколько респондентов надо для выявления большинства ошибок юзабилити.

Якоб Нильсен на основе своих экспериментов вывел правило: 5 пользователей достаточно для выявления 85% ошибок (при условии, что вероятность обнаружения ошибки в рамках одного тестирования — 31%).

  • Он был не первым и не единственным исследователем этого вопроса;
  • Есть 2 похожие формулы: 1) В основе формулы Lewis и Virzi биномиальное распределение; 2) У Нильсена — распределение Пуассона;
  • Под исследованием авторы понимали именно поиск ошибок интерфейса. Они не рассматривали возможность применения формулы в других исследованиях. Формат тестирования юзабилити соответствует условиям применения биномиального распределения.

Формулы Lewis&Virzi и Нильсена связаны и позволяют вычислить вероятность обнаружить ошибку хотя бы 1 раз с заданного количества попыток (5 попыток, то есть 5 респондентов) и с определённой минимальной вероятностью обнаружения ошибки (31% в правиле Нильсена).

Если мы вычисляем вероятность обнаружения одной ошибки, почему в правиле говорится про обнаружение 85% всех ошибок? Это следует из формулы и классического определения вероятности.

Для поиска оптимального количества респондентов по формуле Нильсена надо знать общее количество ошибок. Но если мы его знаем, пропадает смысл в тестировании. В формуле Lewis&Virzi такого нет.

В статье есть таблица с количеством респондентов, вероятностью обнаружения отдельной ошибки и общим процентом обнаруженных ошибок. (Например, чтобы при прочих равных найти 95% ошибок, зовите 9 респондентов.)

Таким образом, более точная формулировка правила Нильсена будет такой:

Если во время тестирования эксперименты будут независимыми, а выборка по крайней мере квазислучайной, то мы можем предположить, что при тестировании 5 пользователей мы обнаружим 85% ошибок, с которыми сталкиваются не менее 31% пользователей.

Повышение полезности дашборда

Олег Якубенков написал о повышении полезности дашборда с помощью отображения пичков.

Обычно дашборд отвечает на вопрос «Всё ли хорошо?». Если всё нормально, то на этом потребность в дашборде отпадает. Если какая-то важная метрика сильно просела, то идут разбираться с причинами.

Каждый день для вашего продукта что-то меняется. Сегодня про вас написали в прессе, вчера вы заменили ключевые слова в сторе, позавчера был сильный дождь, до этого вы выкатили апдейт. Каждая точка на графике вашего дашборда — это результат эксперимента над вашим продуктом.

Ищите «пичок» (пик на графике) и докапывайтесь до его причин. В большинстве случаев найти причины не получится, потому что многие пички будут объясняться случайностью. Но некоторые будут вызваны факторами, о которых вы раньше не задумывались. А это именно то, что вы ищете, — рычаги влияния, которые позволят двинуть ваш продукт вперед.

Во время ежемесячных распродаж мы рассылаем пуши на десяти языках. Обычно конверсии в открытие пуша для всех языков почти не отличаются, но тут конверсия в русском языке была заметно выше.

Оказалось, в русском пуше была лишь первая часть сообщения: «У меня для тебя есть сюрприз!». Вместо «У меня для тебя есть сюрприз! Скидка 50%!».

У пуша без текста о скидке конверсия должна была быть ниже. Мы решили проверить идею и в следующий раз убрали упоминание скидки из всех языков. В итоге распродажа принесла в 2 раза больше денег, чем обычно.

Фильтр в интернет-магазине

В студии «Сибирикс» написали, как сделать хороший фильтр в интернет-магазине:

  • Предложите пользователю сначала выбрать из нескольких категорий и только затем — фильтровать;
  • Горизонтальная панель фильтров удобнее и эффективнее боковой, но подходит не для всех типов товаров;
  • Если для какого-то параметра фильтрации вы скрываете часть значений, проверьте, что а) не скрыты популярные значения, б) ссылка для раскрытия полного списка значений хорошо видна и понятна;
  • Мгновенное обновление списка товаров после изменения любого из параметров фильтрации полезно пользователям, которые не знают точно, чего хотят;
  • Обновление списка товаров только после нажатия на «Фильтровать» хорошо экономит время при медленном интернете или огромной базе товаров;
  • Не обновляя список товаров после изменения параметра фильтрации, можно показывать количество найденных товаров;
  • Деактивируйте те значения параметров, выбор которых приведёт к нулевым результатам фильтрации;
  • Над списком товаров повторите выбранные пользователем параметры фильтрации и дайте удалить ненужный;
  • Названия параметров должны быть предсказуемыми, без жаргона и сленга, простыми и понятными.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)

Сергей Сурганов

Сергей Сурганов рассказал о своём профессиональном пути:

  • О собственном проекте (сайт с переводом книг Тафти), который помог найти первую работу (СКБ Контур);
  • Как много его увольняли (с первой работы — за твит) и почему это оказывалось в результате хорошо;
  • Как много книг по дизайну он почитал, чтобы так и не найти ответа на вопрос «Что делать?»;
  • Как он учился программированию и вообще делать вещи (например, через копирование);
  • Почему вернулся в Москву из Сан-Франциско;
  • Чем вдохновляется сейчас (всё, что не веб);
  • Почему пишет в канале то, что пишет;
  • И многое другое о своём пути.

(С этим докладом Сергей выступал на последнем Дизайн-просмотре в СПб.)

6-й выпуск «ДжонФёдора»

В «Студии Евгения Ярового» сделали 6-й выпуск «ДжонФёдора», где обсудили:

  • Рейтинг Tagline и новых лиц в топе дизайна;
  • Продуктовый дизайн и влияние дизайнера на показатели;
  • Хамит ли Раменский людям, если да, то зачем;
  • Как кидают дизайн-студии сотрудников, почему это общая проблема и кто в неё втянут;
  • Бюджет за проект или в часах.

Walking head с Евгением Яровым

Я опубликовал интервью с Евгением Яровым:

  • Как основал студию, а до этого стал дизайнером. Чем интересен дизайн как вид деятельности (совмещение бизнеса и креатива);
  • Как работает студия. Почему редко сотрудничают с фрилансерами. Преимущества работы в офисе. Формат работы с клиентами. База знаний и обучение сотрудников. Зарплата среднего дизайнера;
  • Текучка кадров в регионах и мотивация сотрудников;
  • Способы привлечения клиентов: «грязные лиды» с контекстной рекламы, точечная реклама, видео («ДжонФёдор» и «Референт»), «когда тебя советуют другие дизайнеры»;
  • Как пришла идея снимать видео;
  • Почему так много политики в предпоследнем выпуске «ДжонаФёдора» (высказывания Олега Чулакова, пропаганда Артемия Лебедева). Оружие второго удара. Мир постправды;
  • Зачем хейтить другие студии (на примере Pinkman). Дизайнер должен быть критичным;
  • Будущее студии;
  • Русский дизайн;
  • Скетч или Фигма;
  • Рекомендации начинающим дизайнерам, предпринимателям в сфере дизайна, командам. Две книги и один блог.

Егор написал