44. Как провести first-click тестирование

Выпуск рассылки Проектората: подборка заметок UX-проектировщика и парочка неопубликованных ссылок.

Интересные ссылки

Антон Стасевич написал о создании документации для Enterprise-систем: структура документа, в чём его вести (wiki), примеры определений терминов, описаний бизнес-ролей, общих сценариев и сценариев использования.

Согласно Википедии, пользователь — лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции.

Нас это определение не устраивало:

  1. В систему может зайти только человек, но не организация.
  2. Некорректно настоящее время глагола «использует» — система хранит данные о неактивных или удаленных пользователях, т.е. о тех, которые использовали систему ранее, но не могут в настоящее время. И наконец, у нас есть данные о потенциальных пользователях. Например, мы регистрируем сотрудника компании-клиента, который в дальнейшем может получить (а может и не получить) доступ в систему.

Наше определение: пользователь — человек, который имеет, имел, или, возможно, будет иметь доступ в систему для совершения операций. Теперь программист, прочитав определение, сразу поймет, почему свойство Логин в объекте Пользователь не обязательное.

Дмитрий Силаев и Лариса Сорокина из «Юзабилитилаб» рассказали, что такое first-click тестирование, какие есть инструменты для его проведения и какие данные можно получить для анализа.

Кстати, для теста банковских приложений они остановились на прототипе Axure со встроенными Google Analytics и Яндекс-метрикой (ради Вебвизора).

(Самая популярная заметка в этой подборке.)

Сергей Тихомиров написал об омниканальном пользовательском опыте.

Интерфейс — это не только то, с чем пользователь работает на экране монитора, смартфона или планшета. Это любая среда коммуникации, в которой происходит обмен информацией между элементами этой среды. Интерфейс «человек-компьютер» — лишь часть общих коммуникаций.

Я часто читал, что внедрение UX-культуры в компанию связано с большим количеством вопросов «нахрена?» со стороны бизнеса. И это вполне понятно. Попробуйте сами взглянуть на ситуацию со стороны бизнеса. Ему предлагают улучшить опыт пользователей только в некоторых цифровых каналах, но что если это вообще ничего не изменит в общей картине, которая огромна?

Игорь Штанг на примере главной сайта «Буквы русского» рассказал, как сделать компоновку страницы выразительнее:

  • Избавьтесь от засилия прямоугольников;
  • Уделите внимание иллюстрациям;
  • Подумайте о фирменных элементах;
  • Придумайте Большую Идею;
  • Оставьте в покое PT Serif и PT Sans.

Неопубликованное

Никита Прокопов написал, что дизайн больших сервисов (вроде booking.com) продиктован не только удобством для пользователей, но и деньгами, которые этот дизайн позволяет заработать. Рано или поздно возникает этический вопрос.

Есть 2 решения:

  1. Немного путает пользователя и выманимает у него лишний доллар;
  2. Не путает и не выманивает.

Если провести АБ-тест, первое решение покажет лучшие показатели по приросту прибыли. Его и будет внедрять команда, отталкивающаяся в своих решениях от цифр и ориентирующаяся на денежные показатели. (Согласитесь, если дизайнеры декларируют эти ценности, их воспринимаешь как-то серьёзно.)

Владельцу кредитки в ЛК одного банка было сложно понять, когда и сколько надо заплатить, чтобы не попасть на проценты. Я делал так: 1-го числа месяца из кредитного лимита вычитал количество доступных денег. Получалась общая сумма долга, которую нужно было закинуть на кредитку. Это не оптимальное использование беспроцентного периода.

Сейчас в ЛК видно, сколько и до какого числа надо заплатить, чтобы оптимально использовать грейс-период и не попасть на проценты. Конечно же, это интерфейсное решение снижает количество зарабатываемых банком денег.

Но в противном случае снизилось бы количество держателей кредиток. У меня есть друг, который завёл кредитку в этом банке и попал на проценты. Это стало для него неожиданностью, негативным пользовательским опытом. Он заплатил проценты и больше с этим банком дел не имел.

Люда Сарычева для Модульбанка переписала и переверстала тарифы. Просто хороший кейс.

Рассылка Проектората × Заметки UX-проектировщика