73. Вертикальные отступы

В этой рассылке Проектората: 5-й выпуск передачи Walking head с участием Евгения Игнашова, статьи о пользе функциональных спецификаций, оформлении таймсерий, использовании плейсхолдеров, продуктовых метриках, вертикальных отступах и написании микротекста.

Материалы Проектората

5-й выпуск передачи Walking head с проектировщиком из Redmadrobot и членом «Гильдии вольных проектировщиков» Евгением Игнашовым.

Часть 1:

  • Реально ли зарабатывать проектированием, вообще не занимаясь дизайном UI;
  • Как находить клиентов (напрямую и через студии);
  • Как пришёл к профессии проектировщика, а затем UX / UI-дизайнера, как стал арт-директором в красноярской студии «Чипса»;
  • О комплексном предложении услуг проектировщика: проектирование, дизайн, написание ТЗ, авторский надзор;
  • О типах проектов и ценах.

Часть 2:

  • О взаимодействии проектировщика с аналитиком;
  • Проектной работе в Redmadrobot;
  • Жизни на корпоративной квартире роботов;
  • Нюансах оформления отношений с заказчиками.

Часть 3:

  • Что лучше, быть UX / UI-дизайнером или специализироваться;
  • Про отличия продуктового менеджера от продуктового дизайнера;
  • Про взаимодействие с ПО (product owner);
  • Про А/Б-тесты как способ договориться.

Часть 4:

  • Про фишки при продаже услуг проектировщика;
  • На что обратить внимание и чему учиться, чтобы быстрее стать продуктовым дизайнером;
  • Как понравиться клиенту за счёт грамотного подхода к проектированию;
  • Стоить ли отказываться от Акшуры и переходить на Скетч и Фигму.

Все выпуски передачи »

Егор Камелев написал, зачем нужны функциональные спецификации.

Функциональная спецификация подробно описывает текстом спроектированный прототип, дополняя его теми вещами, которые невозможно или затруднительно отобразить в интерфейсе: процедуры и микросценарии, ограничения форм и списков, технические ограничения систем, алгоритмы поисков и прочее.

Зачем нужна:

  1. Донести до разработчиков информацию, которую невозможно отобразить в интерактивном прототипе;
  2. Чтобы стать частью договора на разработку;
  3. Помогает восстановить информацию по «замороженным» на длительное время проектам;
  4. Во время её написания проектировщик проделывает двойную проверку интерактивного прототипа, находит ошибки и несостыковки и вносит правки.

Интересные статьи

Михаил Озорнин поделился гайдлайном, как делать подписи для таймсерий — графиков, где что-то зависит от времени.

Повышение информативности:

  • Дублировать одно и то же — плохо. Не надо писать отметки 01.01.2015, 01.02.2015, 01.03.2015.
  • Для дат лучше всего использовать формат 1 мая, 2 июня, 13 ноя. Месяцы сокращаются до 3 букв без точки (кроме июня и июля), ведущий ноль у числа не пишется.
  • Если год на отметках повторяется, лучше подписать его только у 1-й отметки этого года. Год стоит продублировать у крайних отметок.
  • Секунды у времени не пишутся, если не сказано обратного. Любое время, кроме полуночи лучше писать без ведущих нулей (6:25, но 00:00).

Улучшение оформления:

  • Если отметок много и текст подписи переносится на 2 строки, лучше уменьшить количество отметок, чтобы текст не переносился.
  • Текст подписи выравнивается по центру, сама подпись — по пеньку.
  • Между отметками должен быть минимальный отступ в 16 px, если отступ будет меньше, то отметки слипнутся.

Эрик Бэйли написал, почему не стоит использовать плейсхолдеры.

Если опустить технические проблемы браузеров и особенности режима высокой контрастности, остаются аргументы:

  • После того, как пользователь начал ввод текста, плейсхолдер пропадает. Если там была подсказка о формате ввода, она потеряется. Придётся вспоминать подсказку или удалять введённый текст;
  • Из-за плейсхолдера неопытные пользователи могут решить, что поле заполнено;
  • Длина плейсхолдера ограничена длиной текстового поля. Формат — только текст. Иногда этого мало, чтобы донести послание.
  • Плейсхолдер менее контрастен в сравнении с пользовательским текстом, и его труднее читать. Если делать его темнее, пользователи будут путать плейсхолдер и свой текст.

Эрик предлагает размещать текст плейсхолдера между подписью к полю и самим полем. Такое решение:

  • Связывает визуальную и структурную иерархию: сначала указано, для чего нужно поле ввода, потом данные, которые нужно знать, чтобы его правильно заполнить, и в конце сама пустая графа;
  • Будет переведено вместе со всей страницей;
  • Не воспринимается как заранее введённые данные;
  • Легко разобрать даже в условиях плохой видимости;
  • Не исчезнет, как только пользователь начнёт заполнять графу;
  • Может включать в себя семантические теги и быть стилизовано с помощью CSS.

В комментариях в ВК разгорелась дискуссия.

Евгений Лазаренко написал о показателях, с помощью которых можно оценивать продуктовые решения.

1. Метрики вовлечения пользователей:

  • Количество сеансов на пользователя (Sessions per user);
  • Продолжительность сессии для когорты (Session duration for a cohort), с течением времени;
  • Количество ключевых действий пользователя за сеанс (Key user actions per session). Таким действием может быть лайк.

2. Бизнес-метрики:

  • Пожизненная ценность клиента (Customer Lifetime Value). LTV — чистая прибыль, которую вы получите от клиента, прежде чем он перестанет платить;
  • Стоимость привлечения клиента (Customer acquisition cost). Для SaaS-стартапов отношение LTV и CAC должно быть 3 и выше;
  • Какую сумму платит вам каждый месяц рядовой клиент (Average revenue per account);
  • Ежемесячный повторяющийся доход (Monthly recurring revenue) — доход компании в месяц;
  • Отток клиентов (Customer churn) — % от платящих пользователей, который вы теряете каждый месяц (по когортам и общий);
  • Отток доходов (Revenue churn) — % дохода, который компания теряет в месяц из-за оттока или возвратов на прошлый тариф. Меньше обращайте внимания на Customer churn и больше следите за Revenue churn. У SaaS-стартапов Customer churn должен быть ниже 2%, а Revenue churn — отрицательным;
  • Удержание клиентов (Retention rate).

3. Служба поддержки:

  • Количество входящих тикетов. Если вы выпустили обновление, и количество тикетов подскочило, возможно что-то пошло не так;
  • Индекс потребительской лояльности (Net promoter score) — готовность клиента рекомендовать ваш продукт. Не делайте высокий NPS самоцелью. Мета-анализ от Keiningham не нашёл подтверждений, что NPS отражает способность компании к росту. Лучше обратитесь к клиентам и соберите у них обратную связь.

Егор Горохов написал, как дизайнеры студии Kelnik передают верстальщикам информацию о вертикальных отступах.

Отступы разделены по уровням. 1-й уровень — самый маленький отступ. Например, между заголовком h4 и параграфом или иллюстрацией и подписью. Отступ 2-го уровня отбивает два таких блока. И так далее.

Уровень блока показан цветом.

Дизайнер расставляет в макетах блоки отступов. Для них в Скетче подходят символы. Есть библиотека, в которой уже забит стандартный набор вертикальных отступов.

Расставить отступы по странице — дело не быстрое и муторное. Но преимущества такие:

  • Макеты выглядят аккуратнее;
  • Проще рисовать после перерыва;
  • Новый дизайнер, которого подключают к проекту, рисует в той же системе координат, для фронтендеров не будет сюрприза;
  • Поддержка проекта опирается на конкретные цифры при разработке.

По оценке фронтендеров, время на работу с отступами сокращается на 90%. Фронтендер тратит 5−10 минут на заведение настроек в SASS и больше не переживает об отступах. Ему не нужно ничего замерять линейками, он своими глазами видит (цветовое кодирование), какой отступ у блока.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в Заметках UX-проектировщика ВКонтакте.)

Если в вашей команде нет специалиста по написанию микротекста (интерфейсного текста), вам могут пригодиться рекомендации Райана Кордела.

  1. Микротекст должен помогать пользователям справиться с их задачей. Если он не обучает, поясняет или облегчает процесс — удаляйте.
  2. Сокращайте формулировки. Избавляйтесь от длинных заумных слов и витиеватых предложений. Избегайте страдательного залога.
  3. Объясняйте пользователям, что происходит: зачем вы спрашиваете у них какие-либо данные, сколько шагов осталось до завершения процесса и так далее. Давайте ответы на их возможные вопросы.
  4. Убедитесь, что текст звучит так, будто написан одним человеком для другого. Используйте простые слова, избегайте жаргона. Участвуйте в пользовательских исследованиях, чтобы узнать, как говорят ваши пользователи.
  5. Начинайте работать с текстом на этапе первых набросков дизайна. Текст, изображения и функции должны работать на достижение общей цели.
  6. Тестируйте понятность, иерархию и полезность текста: проводите исследования, узнавайте мнения людей, даже если они не совсем ваши целевые пользователи.

Рассылка Проектората × Заметки UX-проектировщика

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.