74. Сетки

В этой рассылке Проектората: видео о современном русском дизайне и воспоминания о русском же веб-дизайне 1995−2000 годов; советы будущим корпоративным дизайнерам, вводная статья о сетках, интервью с Павлом Грозяном, статья о том, как давать рекомендации по улучшению UX.

Интересные видео

Артемий Лебедев, Илья Михайлов и Артём Горбунов для альманаха «100 лет дизайна» вспоминают веб-дизайн 1995−2000 годов.

  • Сайт как свиток и как книга с оглавлением;
  • Резиновые сайты;
  • Влияние технических ограничений;
  • Особенности дизайнеров того времени: тогда — стремление пройти по верхней грани технологических возможностей, сейчас — стремление добиться решения задачи (выразительности послания) как можно меньшими средствами, в том числе нулевым интерфейсом;
  • Баланс пользы продукта для бизнеса и для потребителя;
  • Чем вдохновлялись в то время;
  • Как веб повлиял на окружающий мир: ожидание интерактивности от окружающих объектов, взаимодействие жестами (свайп, пинч);
  • Будущее дизайна.

Илья Михайлов: сейчас пользуются популярностью очень простые текстовые страницы и сайты, наполненные этажными конструкциями (о компании, наши преимущества, адрес, обратная связь) — как свитки. Пользователь раскручивает свиток и последовательно воспринимает информацию. Можно предположить, что дальше мы вернёмся к сгущению смыслов и перестанем размазывать информацию.

Артемий Лебедев: для профессии дизайнера важной останется эмпатия, с помощью которой он сможет программировать нейросети, которые будут оказывать заданное влияние. У дизайнера останется изначальная задача — быть проводником смыслов среди людей. То, что он сейчас делает вручную с помощью компьютера, — костыль, кандалы.

Документальный фильм Сергея Шановича «Современный русский дизайн» — о последних 20 годах развития индустрии дизайна в России.

Леонид Фейгин и Дмитрий Перишков: «Этим календарём мы гордимся. Он сделан так, что визуальный дизайн практически незаметен, но в нём заложен классный дизайн смысла.

Подходишь к календарю вечером и решаешь, отметить сегодняшний день жёлтым смайликом с улыбкой или чёрным, грустным. И думаешь: разве это настолько плохой день, что чёрный? Вспоминаешь что-то хорошее и лепишь жёлтый смайлик.

Год в основном получается жёлтый. У нас не было ни одного человека, который сказал бы, что год у него был плохой. Люди, которым мы дарили календари, могли по-другому оценить свою собственную жизнь. Очень простая бытовая психотерапия. Это очень позитивный мотиватор, и это — дизайн».

Интересные статьи

Тейсану Тюдор поделился советами UX-дизайнерам, которые собираются работать в корпорации.

Применимо к любой специальности:

  1. Будьте готовы ждать, пока вам поручат действительно важную задачу. Это похоже на RPG: до боя с драконом надо выполнить много скучных квестов.
  2. Не стоит выбирать работу по размеру зарплаты. Вы посвятите ей большой кусок своей жизни. Убедитесь, что это времяпрепровождение будет приятным.
  3. Узнайте, есть ли в компании есть старшие дизайнеры. Чтобы было, у кого учиться.
  4. Спросите о планах развития команды: расширение исследовательской работы, объём инвестиций в обучение, готовность к полевым исследованиям, возможность получить доступ в UX-лабораторию для тестирования? Надо понять, какие усилия и ресурсы вкладываются в команду.
  5. Не ввязывайтесь в политические игры. Предложите свои рекомендации по проекту кому-нибудь нейтральному.
  6. Научитесь говорить нет. Не соглашайтесь помогать, если вопрошающий точно не знает, что ему нужно. Или если это отвлекает вас от действительно важной задачи.

Применимо к UX-дизайнерам:

  1. Проверяйте, что ваши усилия, вложенные в поиск решений, отражаются на продукте, а не остаются стикерами на доске идей.
  2. Выбирайте инструменты под ваши задачи и производственный процесс и осваивайте их профессионально, чтобы понимать, что можно сделать, исходя из сроков и результатов.
  3. Научитесь разбираться, когда надо отступить и когда надо добиваться совершенства. Не все заботятся о UX, кто-то просто хочет побыстрее закончить работу. Научитесь разговаривать с разными людьми и объяснять, как ваша работа добавляет долгосрочную ценность пользователям и компании.
  4. Попытайтесь выйти за рамки простых примеров, доказывающих вашу правоту. Показывайте ваши идеи людям, чтобы избежать бессмысленной работы.
  5. Договоритесь о терминах с участниками команды.

Команда Readymag подготовила материал о сетках: какие бывают и чем они полезны дизайнерам и пользователям (читателям).

Книги или статьи по истории типографики могут отпугнуть неподготовленного читателя математикой и геометрией, ведь в них упоминаются ряды Фибоначчи, пропорции золотого сечения, модулор Ле Корбюзье, изыскания швейцарских модернистов. Однако построение модульных сеток, хотя и базируется часто на сложных соотношениях целого и частного, — дело исключительно практическое.

Лишь один раз столкнувшись с необходимостью создать многостраничный документ, вы поймёте, что крайне утомительно на каждой полосе заново придумывать, куда поставить заголовок или подпись к фотографии, какой кегль шрифта выбрать для заголовка в три строки и сколько отступить от лида.

Процесс многократно облегчается, когда вы задаете оси и отступы сразу для всех страниц. Важнейшая функция модульной сетки — облегчение задачи дизайнера при работе
с многосоставным или многостраничным документом.

Обложки дисков британской группы The XX, а также сольников Джейми Смита, одного из членов коллектива, — пример концептуальной серии, построенной на одном приеме и простейшей сетке. Первый студийный альбом The XX — это высеченное отверстие в виде креста (или буквы X) в полностью черном внешнем конверте пластинки, в котором виден полностью белый внутренний конверт.

Обложки синглов и EP, связанных с этим альбомом, отличаются тем, что появляется изображение на внутреннем конверте.

Второй альбом и все релизы, связанные с ним, имеют белый внешний конверт. Конструкция «креста» может рассматриваться как сетка этого макета.

На основе этой сетки построена форма отверстия во внешнем конверте сингла Jamie XX Edits, созданного только Джейми Смитом. Таким образом, подчеркивается, что он является частью коллектива. Тут можно возразить, что членов группы трое, а концов у креста четыре, но знающие люди помнят, что на раннем этапе в составе The XX было четыре человека.

Все обложки Jamie XX имеют вырез во внешнем конверте в виде «левой ножки» буквы X. Точно так же меняется цвет обоих конвертов и графика на них. Такая система предоставляет неисчерпаемые возможности для оформления, при этом что бы ни было размещено на конвертах, преемственность макетов будет считываться безошибочно. Более того, можно предположить, как будут выглядеть обложки сольных проектов других членов коллектива и их коллабораций между собой.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в Заметках UX-проектировщика ВКонтакте.)

Ещё одно интервью с Павлом Грозяном, на этот раз в текстовом формате. Примечание: часть российских провайдеров открывает статью только через VPN.

Как искал работу в Сан-Франциско. Как устроился в Zero (после интервью сделал скетчи решений, которые они обсуждали, видеопрезентацию и лендинг) и договорился о зарплате большей, чем собирались платить основатели. Чем хороша работа в стартапе на ранних стадиях. Интересно про систему опционов (как я понял, это типовая схема). Чем отличается жизнь работника технологичной компании в Сан-Франциско (трудоголизм, расизм, наркомания, закрытые вечеринки и сексуальные девиации).

«Я рассматривал много вариантов, но подавался только туда, куда мне могли сделать интро (возможность пообщаться с потенциальными коллегами). Не видел смысла тратить время на «холодные» заявки.

Дошел до оффера из Uber Eats, но понял, что это не то место, где бы я хотел работать. «У нас все отлично, только ты должен быть, как акула. Если ты плывешь медленно, тебя начинают есть сзади. А если ты плывешь слишком быстро, то тебя менеджер сожрет», — так сказал мне один из сотрудников Uber. Это было до известного скандала.

Первым делом я нарисовал кучу питч-дэк и концептов приложения, с которыми потом пошли к инвесторам и получили 6 миллионов. Мой individual contribution в компании резко скакнул вверх.

У меня местный друг решил открывать в Украине офис разработки. И вот он рассказывает, как нанимает сотрудников и предлагает долю в компании и зарплату, а ему говорят — нет, не интересно, давай только деньги. Так это же отлично для фаундера! Инвесторы его спрашивают: «Сколько у тебя сотрудников в доле?» Ноль! Они были в приятном шоке, больше бабок владельцам и инвесторам».

Джим Росс написал, как давать рекомендации по улучшению UX.

Надо понять, кто будет их читать. От этого зависит восприятие и список дополнительных вопросов, ответы на которые надо дать.

Рекомендации надо сопровождать результатами исследования, на которых они основаны. Метод исследования влияет на характер выводов и рекомендаций:

  • Экспертные мнения и тесты юзабилити выявляют конкретные проблемы и помогают дать точные рекомендации;
  • Пользовательские исследования помогают лучше понять поведение и задачи пользователей, но дают обобщённые выводы.

Если вы не останетесь в проекте после исследования, убедитесь, что рекомендации понятны, конкретны и выполнимы. Для этого потребуется обсудить решения с исполнителями.

Рекомендации должны быть:

  • Понятными, лаконичными (разбейте на подпункты) и в должной мере конкретными (иногда имеет смысл обозначить общее направление решения);
  • Правдоподобными (рекомендация естественно исходит из исследования);
  • Авторитетными;
  • Требующими конкретных действий (что сделать, в каком направлении подумать, что дополнительно исследовать);
  • Осуществимыми (но это не значит, что максимально простыми в реализации);
  • Гибкими;
  • Ранжированными по силе воздействия на пользователей.

Неопубликованное

Тиньков-банк даёт повышенный кешбек в некоторых магазинах. Для этого надо нажать на круглую жёлтую кнопку и тем самым активировать акцию.

Сначала кажется, что это лишнее действие. Зачем заставлять человека его делать, если он может просто расплачиваться картой и иногда получать приятные сюрпризы? А если он не активировал акцию, купил нечто за 10к в madrobots.ru и потом узнал, что мог бы получить обратно 7% от этой суммы? Это ведь неплохая такая скидка.

Скорее всего, смысл такого решения в том, что магазины хотят привлечь новых клиентов, влезть в их шаблоны потребления. Если цена на товар примерно одинаковая, то лучше сделать заказ в ozon.ru (с дополнительным кешбеком в 3%), а не в ulmart.ru.

При этом даже один заказ во время действия акции повысит вероятность повторного заказа в будущем — пользователь познакомится с интерфейсом, процессом доставки и по достоинству оценит прекрасный сервис.

Чтобы это работало, пользователь должен периодически заходить в приложение и знакомиться с новыми продавцами = активировать акции.

(Заметка из моего личного телеграм-канала «Френч-пресс».)

Рассылка Проектората × Заметки UX-проектировщика

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.