В этом выпуске: самые популярные материалы года, записи дизайнерских докладов с G8, статьи о проведении глубинных интервью, персональных рекомендациях, создании Userflow, ошибках пуш-уведомлений, особенностях бизнеса маленьких агентств.
Итоги 2018 года
Подборка из 20 материалов прошедшего года, которые получили больше всего лайков и репостов.
В топ попали: 6 оригинальных статей, 5 переводов, 4 подборки записей докладов с мероприятий, 2 подборки книг, 1 гайдлайн, 1 видео и 1 конспект лекции.
Доклады о дизайне с фестиваля G8
Опубликованы записи докладов с секции «Дизайн» фестиваля G8:
- AGIMA: Гриша Коченов — Зона отчуждения. Слепая зона дизайнеров;
- Ярослав Рассадин — В поисках своего языка;
- SketchAR: Андрей Дробитько — Синергия технологий и искусства. Дополненная реальность;
- Mail.Ru Group: Юрий Ветров — Алгоритмический дизайн;
- SASHA design studio: В. Аюев — Будущее визуальной коммуникации. Утопия и способы её приближения;
- TypeType: Виктория Усманова — Кастомизация шрифтов: мифы и реальность;
- Вьюга: Х. Улумбекова — Как иллюстрация стала единым языком коммуникации;
- SilaSveta: Александр Ус — Light is the New King;
- Red Collar: Денис Ломов — Влюбиться в интерфейс;
- Wearable Tech: Никита Реплянский — Дизайн тела. Современные киборги. Умные аксессуары;
- Сандра Ковальски — Искусство, которым можно достучаться;
- Максим Жестков — Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим;
- SpecialOne: Станислав Яковлев — Искусство спорта.
Все видео вместе в альбоме ВК и плейлисте YT.
Качественные интервью
Татьяна Колупаева рассказала, как провести качественное интервью.
- Нужно чётко отличать анкетный опрос, структурированное интервью от глубинного (качественного) интервью;
- Качественное интервью даёт максимальный объем информации о пользовательском опыте.
Как провести:
- Представьтесь и расскажите немного о себе, чтобы респондент почувствовал себя комфортнее и отвечал максимально развернуто;
- Если перед вами сотрудник компании, объясните, что вы не оцениваете его и не собираетесь передавать какие-либо сведения его руководителю;
- Расскажите об исследовании, чтобы респондент понял, зачем отвечает на ваши вопросы;
- Начните с блока вопросов о вашем собеседнике. Отвечать о себе не сложно. Такие вопросы разогреют респондента;
- Не отвлекайтесь, даже если записываете на диктофон. Люди чувствуют отсутствие заинтересованности, замыкаются и теряют желание делиться важными подробностями своей жизни;
- Не перебивайте, даже если респондент отклоняется от темы. Сначала дайте закончить мысль, а потом возвращайте к теме;
- Вопросы «почему» и «как» помогают получить хорошие полные ответы после односложных «да» и «нет»;
- Устраняйте отвлекающие факторы: шум за дверью, лежащий на видном месте диктофон и т.п.
После хорошего интервью у респондента остаётся приятное ощущение, словно он поговорил со старым знакомым. От простого разговора интервью отличается лишь тем, что у него есть конкретная цель и заданные временные и тематические рамки.
Персональные рекомендации
Аврора Харли из Nielsen Norman Group написала о принципах работы персональных рекомендаций:
- Наличие таких рекомендаций воспринимается как полезная функция. Располагайте персонализированный контент на видном месте;
- Указывайте, какие данные использовались для формирования рекомендаций. Это добавляет им доверия и помогает пользователям оценить предложение. Например, Netflix советует что-то, так как вы посмотрели определённый фильм;
- Если на сайте много разнообразных товаров, разбивайте рекомендованный контент на категории. Например, в Spotify ежедневные миксы разделены на жанры;
- Дайте пользователям настраивать рекомендации. Например, Amazon и Netflix дают возможность отредактировать историю просмотров товаров и фильмов;
- Обновляйте рекомендации после того, как пользователь настроил рекомендации или негативно отреагировал на предложенный контент. Как минимум, можно скрыть неподходящий контент и написать, что его действие будет учтено в будущих рекомендациях.
Userflow
Иван Серебренников написал, как делает userflow.
В работе над повышением конверсии мы начинаем с точки выхода и точки входа. Потом прорисовываем основной путь, потом дополнительные. Потом решаем, какие метрики будем замерять на каждом шаге.
Вопрос «каков финальный и ценный для нас шаг путешествия пользователя» кажется банальным, но многие дизайнеры отвечают на него неправильно.
Если не знаете точно, каким будет первый шаг путешествия, можно обозначить его по состоянию пользователя: «Пользователь узнаёт о продукте».
Описать контекст можно:
- Точками входа;
- Разделением схем по группам пользователей, когда их несколько и они реально отличаются. Например, может быть «воронка новичка» и «воронка старичка» (бывшего или существующего клиента).
Связывайте вход и выход:
- Идите от конца к началу;
- Описывайте только те шаги, без которых финальный шаг (например, заказ) невозможен;
- Если становится сложно, описывайте сначала в терминах пользовательского опыта, а потом — в экранах и метриках.
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)
Ошибки пуш-уведомлений
Алита Джойс из Nielsen Norman Group написала о самых частых ошибках пуш-уведомлений.
Что приложения делают не так и как это исправить:
- Просят разрешения слать уведомления при первом запуске, когда продукт ещё не несёт ценности для пользователя. Совет: просите доступ к уведомлениям, когда пользователь уже познакомился с приложением;
- Не рассказывают, что будет в уведомлениях. Совет: расскажите, зачем пуши и какую пользу они принесут. Например, если из них пользователь узнает про скидки или о важных изменениях, так и скажите;
- Отправляют несколько уведомлений подряд. Совет: комбинируйте похожие уведомления в одно. Например, Инстаграм присылает один пуш про несколько лайков: «Боре и ещё 9 друзьям понравилось ваше фото»;
- Делятся нерелевантным контентом. Совет: присылайте важные уведомления и не отвлекайте по пустякам;
- Прячут настройки уведомлений. Совет: дайте возможность выбрать нужные уведомления в настройках приложения.
Маленькие украинские агентства
Основатели маленьких украинских агентств рассказали об особенностях своего бизнеса и нежелании расти.
1. Руслан Гордиенко (Атака, 5 человек):
В большой компании сначала решаешь ты, потом твой арт-директор, креативный директор, генеральный директор, а в конце звонит клиент-менеджер со словами: «Вы что там, совсем долбанулись головой?!». Разумеется, менеджер боится генерального и приходит к креативному директору, ругается, и всё это спускается к тебе. А ты вообще не понимаешь, что происходит. Говорят, полная туфта, надо переделывать. Что переделывать?
Я семь лет через все это проходил. В какой-то момент я звонил клиенту напрямую, спрашивал и договаривался. Но большинство так не делают, им так нельзя. Есть политика — нельзя спорить с клиентом.
2. Владимир Смирнов (Spiilka Design Buro, 6 человек):
Точно не хочется быть большими, забюрократизированными и неповоротливыми. Просто в какой-то момент вам хочется попробовать — и вы начинаете что-то свое, небольшое и камерное. А потом начинается рост или в качестве, или в количестве, или и в том, и другом. Либо же ваше дело умирает.
Наше преимущество — у нас большой опыт, работают только крутые. Мы дизайн-спецназ, каждый проект ведёт персонально один из партнёров.
3. Дмитрий Ярыныч (Hooga, 6 человек):
Я рассчитываю на самоорганизующихся людей. Они сами знают, что надо делать: когда у них встреча и что надо подготовить. Если не знают — спросят и сами всё сделают. Но есть нюанс: такой подход не позволяет сильно масштабироваться. Найти 100 таких людей и платить им адекватные деньги невозможно.
За год мы сделали 60 проектов — а это 60 различных клиентов, контактов. С тех пор решили уменьшать количество до того момента, пока не перестанем чувствовать к клиенту негатив. У меня такое бывает, когда меня начинают доставать.
Для специалистов всегда лучше работать в маленькой компании. Из-за личных контактов, возможности самореализоваться, быть очень близко к большим вещам, которые делает компания. В большом агентстве это почти невозможно. Ты там никого не интересуешь, там большая текучка кадров.