80. Userflow и самые популярные материалы года

В этой рассылке Проектората: самые популярные материалы года, записи дизайнерских докладов с G8, статьи о проведении глубинных интервью, персональных рекомендациях, создании userflow, ошибках пуш-уведомлений, особенностях бизнеса маленьких агентств.

Итоги года

Подборка из 20 материалов прошедшего года, которые получили больше всего лайков и репостов.

В топ попали: 6 оригинальных статей, 5 переводов, 4 подборки записей докладов с мероприятий, 2 подборки книг, 1 гайдлайн, 1 видео и 1 конспект лекции.

Доклады о дизайне с фестиваля G8

Опубликованы записи докладов с секции «Дизайн» фестиваля G8:

  1. AGIMA: Гриша Коченов — Зона отчуждения. Слепая зона дизайнеров;
  2. Ярослав Рассадин — В поисках своего языка;
  3. SketchAR: Андрей Дробитько — Синергия технологий и искусства. Дополненная реальность;
  4. Mail.Ru Group: Юрий Ветров — Алгоритмический дизайн;
  5. SASHA design studio: В. Аюев — Будущее визуальной коммуникации. Утопия и способы её приближения;
  6. TypeType: Виктория Усманова — Кастомизация шрифтов: мифы и реальность;
  7. Вьюга: Х. Улумбекова — Как иллюстрация стала единым языком коммуникации;
  8. SilaSveta: Александр Ус — Light is the New King;
  9. Red Collar: Денис Ломов — Влюбиться в интерфейс;
  10. Wearable Tech: Никита Реплянский — Дизайн тела. Современные киборги. Умные аксессуары;
  11. Сандра Ковальски — Искусство, которым можно достучаться;
  12. Максим Жестков — Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим;
  13. SpecialOne: Станислав Яковлев — Искусство спорта.

Все видео смотрите в альбоме и плейлисте.

Интересные статьи 

Татьяна Колупаева рассказала, как провести качественное интервью.

  • Нужно чётко отличать анкетный опрос, структурированное интервью от глубинного (качественного) интервью.
  • Качественное интервью даёт максимальный объем информации о пользовательском опыте.

Как провести:

  • Представьтесь и расскажите немного о себе, чтобы респондент почувствовал себя комфортнее и отвечал максимально развернуто.
  • Если перед вами сотрудник компании, объясните, что вы не оцениваете его и не собираетесь передавать какие-либо сведения его руководителю.
  • Расскажите об исследовании, чтобы респондент понял, зачем отвечает на ваши вопросы.
  • Начните с блока вопросов о вашем собеседнике. Отвечать о себе не сложно. Такие вопросы разогреют респондента.
  • Не отвлекайтесь, даже если записываете на диктофон. Люди чувствуют отсутствие заинтересованности, замыкаются и теряют желание делиться важными подробностями своей жизни.
  • Не перебивайте, даже если респондент отклоняется от темы. Сначала дайте закончить мысль, а потом возвращайте к теме.
  • Вопросы «почему» и «как» помогают получить хорошие полные ответы после односложных «да» и «нет».
  • Устраняйте отвлекающие факторы: шум за дверью, лежащий на видном месте диктофон и т.п.

После хорошего интервью у респондента остаётся приятное ощущение, словно он поговорил со старым знакомым. От простого разговора интервью отличается лишь тем, что у него есть конкретная цель и заданные временные и тематические рамки.

Аврора Харли из Nielsen Norman Group написала о принципах работы персональных рекомендаций.

  • Наличие таких рекомендаций воспринимается как полезная функция. Располагайте персонализированный контент на видном месте.
  • Указывайте, какие данные использовались для формирования рекомендаций. Это добавляет им доверия и помогает пользователям оценить предложение. Например, Netflix советует что-то, так как вы посмотрели определённый фильм.
  • Если на сайте много разнообразных товаров, разбивайте рекомендованный контент на категории. Например, в Spotify ежедневные миксы разделены на жанры.
  • Дайте пользователям настраивать рекомендации. Например, Amazon и Netflix дают возможность отредактировать историю просмотров товаров и фильмов.
  • Обновляйте рекомендации после того, как пользователь настроил рекомендации или негативно отреагировал на предложенный контент. Как минимум, можно скрыть неподходящий контент и написать, что его действие будет учтено в будущих рекомендациях.

Иван Серебренников написал, как делает userflow.

В работе над повышением конверсии мы начинаем с точки выхода и точки входа. Потом прорисовываем основной путь, потом дополнительные. Потом решаем, какие метрики будем замерять на каждом шаге.

Вопрос «каков финальный и ценный для нас шаг путешествия пользователя» кажется банальным, но многие дизайнеры отвечают на него неправильно.

Если не знаете точно, каким будет первый шаг путешествия, можно обозначить его по состоянию пользователя: «Пользователь узнаёт о продукте».

Описать контекст можно:

  1. Точками входа.
  2. Разделением схем по группам пользователей, когда их несколько и они реально отличаются. Например, может быть «воронка новичка» и «воронка старичка» (бывшего или существующего клиента).

Связывайте вход и выход:

  • Идите от конца к началу.
  • Описывайте только те шаги, без которых финальный шаг (например, заказ) невозможен.
  • Если становится сложно, описывайте сначала в терминах пользовательского опыта, а потом — в экранах и метриках.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в UX Notes ВКонтакте.)

Алита Джойс из Nielsen Norman Group написала о самых частых ошибках пуш-уведомлений.

Что приложения делают не так и как это исправить:

  1. Просят разрешения слать уведомления при первом запуске, когда продукт ещё не несёт ценности для пользователя. Совет: просите доступ к уведомлениям, когда пользователь уже познакомился с приложением.
  2. Не рассказывают, что будет в уведомлениях. Совет: расскажите, зачем пуши и какую пользу они принесут. Например, если из них пользователь узнает про скидки или о важных изменениях, так и скажите.
  3. Отправляют несколько уведомлений подряд. Совет: комбинируйте похожие уведомления в одно. Например, Инстаграм присылает один пуш про несколько лайков: «Боре и ещё 9 друзьям понравилось ваше фото».
  4. Делятся нерелевантным контентом. Совет: присылайте важные уведомления и не отвлекайте по пустякам.
  5. Прячут настройки уведомлений. Совет: дайте возможность выбрать нужные уведомления в настройках приложения.

Основатели маленьких украинских агентств рассказали об особенностях своего бизнеса и нежелании расти.

1. Руслан Гордиенко (Атака, 5 человек):

В большой компании сначала решаешь ты, потом твой арт-директор, креативный директор, генеральный директор, а в конце звонит клиент-менеджер со словами: «Вы что там, совсем долбанулись головой?!». Разумеется, менеджер боится генерального и приходит к креативному директору, ругается, и всё это спускается к тебе. А ты вообще не понимаешь, что происходит. Говорят, полная туфта, надо переделывать. Что переделывать?

Я семь лет через все это проходил. В какой-то момент я звонил клиенту напрямую, спрашивал и договаривался. Но большинство так не делают, им так нельзя. Есть политика — нельзя спорить с клиентом.

2. Владимир Смирнов (Spiilka Design Buro, 6 человек):

Точно не хочется быть большими, забюрократизированными и неповоротливыми. Просто в какой-то момент вам хочется попробовать — и вы начинаете что-то свое, небольшое и камерное. А потом начинается рост или в качестве, или в количестве, или и в том, и другом. Либо же ваше дело умирает.

Наше преимущество — у нас большой опыт, работают только крутые. Мы дизайн-спецназ, каждый проект ведёт персонально один из партнёров.

3. Дмитрий Ярыныч (Hooga, 6 человек):

Я рассчитываю на самоорганизующихся людей. Они сами знают, что надо делать: когда у них встреча и что надо подготовить. Если не знают — спросят и сами всё сделают. Но есть нюанс: такой подход не позволяет сильно масштабироваться. Найти 100 таких людей и платить им адекватные деньги невозможно.

За год мы сделали 60 проектов — а это 60 различных клиентов, контактов. С тех пор решили уменьшать количество до того момента, пока не перестанем чувствовать к клиенту негатив. У меня такое бывает, когда меня начинают доставать.

Для специалистов всегда лучше работать в маленькой компании. Из-за личных контактов, возможности самореализоваться, быть очень близко к большим вещам, которые делает компания. В большом агентстве это почти невозможно. Ты там никого не интересуешь, там большая текучка кадров.

Рассылка Проектората × UX Notes

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.