83. Гарри Поттер и гиперболическое дисконтирование

В этом выпуске: эксперименты в области поведенческой психологии, записи докладов с Dump 2018 года, ментальные модели, гиперболическое дисконтирование, отличия UX-писателя от копирайтера.

Эксперименты в области поведенческой психологии

В формате вебинара рассказал участникам «Гильдии вольных проектировщиков» об интересных экспериментах в области поведенческой психологии.

В основном теория, немного примеров из реального мира и мысли о том, как эти знания помогают управлять поведением пользователей. Смотрите с 14-й минуты, так как сначала я пытаюсь повторить с участниками один из экспериментов.

Секция «Дизайн» на Dump 2018

Записи докладов с секции «Дизайн» конференции Dump 2018:

  1. Сергей Абдульманов — Чем конкретно отличается понятный текст для интерфейса;
  2. Александр Бурт — Колорпикеры;
  3. Александра Ермоленко — Проектирование дизайн-системы Рамблера;
  4. Андрей Шапиро — Дизайнер в гостях у программиста и дата-сайентиста;
  5. Рушана Каюмова и Сергей Соловьев — Отказать в один клик;
  6. Григорий Родионов — Проектирование интерфейсов в VR & AR. Практический опыт;
  7. Дмитрий Чернов — Обучение в дизайне. Как быть в тренде и стать специалистом, адекватным рынку;
  8. Антон Якубов-Цариков — Путь дизайнера;
  9. Дмитрий Трофимов — Как я женился на карте Екатеринбурга.

Все видео конференции вместе, все видео с секции «Дизайн» в альбоме ВК.

Ментальные модели

Кейт Моран с Ким Флаэрти из Nielsen Norman Group написали о ментальных моделях.

Очень понятно с примерами объяснили:

  • Что такое ментальная модель продукта, которая с опытом формируется в сознании пользователей и у разных людей может отличаться;
  • Что происходит, когда ментальная модель не совпадает с концептуальной моделью продукта (как он на самом деле работает);
  • Что с этим делать. Если пользователь из-за этого мучается, надо объяснять, как это работает.

Одна из участниц исследования планировала отпуск. По её мнению, авиакомпании следят за поведением пользователя. Если он несколько раз ищет одну и ту же информацию, авиакомпании повышают цену на билет, потому что «они знают, что вы хотите его купить».

В результате она всегда ищет билеты на одном устройстве, а покупает на другом, чтобы сайт её не узнал. Использование нескольких устройств для поиска одного и того же билета неэффективно, так как приходится вводить информацию дважды.

И ещё хороший материал по теме, который я публиковал ранее: «Ментальные модели в проектировании продукта».

Гиперболическое дисконтирование

Лакшми Мани написала о таком когнитивном искажении как гиперболическое дисконтирование (hyperbolic discounting).

Оно проявляется в склонности людей предпочитать пусть меньшие но мгновенные вознаграждения большим но получаемым некоторое время спустя. Большинство выберет 100 долларов сейчас, а не 120 через неделю.

Множество важных решений относительно здоровья, благополучия, финансов и карьеры подвержены влиянию этого искажения, так как не приносят моментального вознаграждения.

Как снизить его влияние на наш выбор:

  • Посочувствуйте себе в будущем. Если вы весь день собираетесь смотреть Netflix, а накопившиеся дела сделать завтра, представьте, в каком огне вы окажетесь завтра;
  • Возьмите на себя обязательства заранее. Настройте автоматический перевод части дохода на сберегательный счёт. Подпишитесь на доставку здоровой еды;
  • Разбивайте большие цели на посильные для выполнения задачи. Так вы сможете получать вознаграждения после выполнения каждой маленькой задачи, а не только в самом конце после достижения цели.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)

Отличия UX-писателя от копирайтера

Дмитрий Макаров написал, чем UX-писатель отличается от копирайтера:

  • Пишет только в контексте интерфейса. Его текст помогает человеку понять, что изображено на картинке;
  • Ограничен объёмом. Приходится буквально втискивать текст в строки и маленькие блоки. Сокращая текст, не имеет права терять смысл;
  • Пишет в других форматах: кнопки, подписи, заголовки, пункты меню, подсказки, пояснительные тексты, таблицы, чекбоксы, радиокнопки;
  • Не может специализироваться на определённых тематиках или продуктах. Обязан уметь быстро погружаться в новые темы и извлекать знания, чтобы писать предельно ясные формулировки;
  • Думает, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом. Текст помогает пользователю решить его задачи, уберегает от ошибок, предупреждает, что ждёт дальше, о чём-то напоминает;
  • Работает в постоянном контакте с дизайнером. Чтобы написать текст, надо точно знать, как работает интерфейс.