84. Контраст в вёрстке

В этой рассылке Проектората: как правильно договариваться о предоставлении результатов работы, об учёных, из-за которых мы залипаем в смартфонах, о блокнотах для дизайнеров, контрасте в вёрстке, работе с дизайнерами, нелёгкой работе UX-редактора.

Предоставление результатов работы

Егор Камелев написал, что не так в диалоге заказчика и исполнителя:

З: Договорились. Когда мне ждать от вас результат и в каком виде?
И: Постараюсь скинуть к завтрашнему вечеру.
З: Ок.

И как правильно договариваться о предоставлении результатов работы.

Скиннер и другие

Я опубликовал сокращённый перевод большой статьи из журнала 1843 об учёных, которые сделали большой вклад в создание приложений, вызывающих привыкание, начиная со Скиннера.

«В 1930 году психолог Гарвардского университета Скиннер провёл эксперимент. Он поместил голодную крысу в камеру с рычагом, нажав на который крыса получала кусочек корма. После нескольких визитов в камеру крыса научилась нажимать на рычаг, чтобы утолить голод.

Вознаграждение сформировало определённую модель поведения. Скиннер предположил, что этот принцип применим к любому операнту от крысы до человека. Его „камера оперантного обусловливания“ (то есть формирования условных рефлексов) в народе известна как „камера Скиннера“.

Скиннер — наиболее яркий бихевиорист. Представители этого направления психологии считали, что поведение человека зависит от стимула и вознаграждения. Они изучали то, что можно непосредственно наблюдать — реакцию человека на окружение. И считали, что для контроля за поведением достаточно создать правильную „камеру“».

Катя Шашина

Саша Бизиков сделал первый видеовыпуск своего подкаста.

В нём Катя Шашина рассказывает о своём пути в дизайн и хобби — блокнотах для дизайнеров, художников и каллиграфов. Очень подробно и интересно о ручном процессе создания блокнотов, которые не выглядят как хендмейд, а по характеристикам превосходят молескины.

А вот отрывок про дизайн-школы:

«Отучившись в Британке 1,5 года и свалившись с истощением, ушла в свободное плавание. Сказала, что больше не вернусь в эту шарашкину контору, буду пить, есть, спать и гулять. Потом денег на Британку уже не было. Я решила продолжить образование и пошла в „Национальный институт дизайна“ в Москве. Он более чем оправдывает своё название, это полное дно. Может быть, сейчас что-то поменялось, я на это надеюсь, но сильно вряд ли».

Контраст в вёрстке

Михаил Нозик рассказал о контрасте в вёрстке.

Показал:

  • Как эффектно сверстать блок с помощью контраста начертаний, полей формата, размеров объектов, пропорций, расстояний, массы объектов;
  • Примеры контрастной вёрстки на сайте Apple и «Коворкафе»;
  • Когда правило внутреннего и внешнего можно игнорировать.

Легко можно смотреть на скорости 1,25.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в UX Notes ВКонтакте.)

Отношения с заказчиком

Евгений Яровой и Илья Федоренко рассказали, как заказчик может испортить отношения с дизайнером (2-й выпуск рубрики «Референт»):

  1. Обесценивание процесса — предложение пропустить этапы работы (понимание задачи, прототип и т.п.) или формальное к ним отношение. Выбранный подход и конкретные этапы работы помогают студии сделать то, ради чего пришёл клиент.
  2. Постановка задачи «сделать красивый сайт». Красота — составляющая результата, но не самоцель.
  3. Изменение задачи в процессе работы, завуалированное под «я вам объяснял, а вы не поняли», «я представлял себе это иначе». Это может случиться после этапа аналитики, когда клиент осознаёт, что ему нужно немного не то, о чём он договорился с дизайнером изначально. Дизайнер придерживается изначальной постановки задачи, клиент тянет в сторону своих новых ожиданий.
  4. Неконструктивная обратная связь — «переделайте, мне не нравится» без обсуждения конкретных минусов предложенного. Без обратной связи не понять, где дизайнер ошибся с пониманием бизнеса клиента и поставленной задачи.
  5. Посыл «мы знаем, как надо». Даже если клиент пришёл с готовым прототипом, дизайнер должен понять логику работы продукта, почему выбраны те или иные решения.
  6. Предложение готовых решений вместо обозначения проблем. Дизайнер перестаёт понимать логику того, что происходит в его макете, теряет целостную картину.
  7. Отсутствия культуры деловой переписки: общение через голосовые сообщения, использование разных каналов для обмена информацией. Всё это усложняет коммуникацию и удлиняет проект.

Работа UX-редактора

Наташа Гермогентова написала о работе UX-редактора в «Яндекс-деньгах».

Текст для кнопок, ссылок, лейблов и тултипов — примерно шестая и последняя часть её работы. Она начинает на уровне общего смысла и подключается, когда есть обоснование, идея и общий концепт, началась проработка техрешения (или не началась).

Связь с техрешением:

  • Какие состояния пользователя надо учесть: кто может сразу оплатить, а кто должен ввести персональные данные;
  • Какие данные надо подтянуть на конкретную страницу: где важен остаток долга, а где — адрес почтового отделения, куда приедет банковская карта;
  • Какую логику заложить для сообщений о статусе: нужна отдельная страница с подробностями или можно вернуть пользователя в раздел и повесить маленькую подсказку.

Иногда после серии редакторских «почему» оказывается, что логику можно поменять, а ограничения — обойти. Так редактор влияет на сценарий, и вместо пяти экранов остаётся два.

Очеловечивание текста:

  • Система хочет, чтобы пользователь «ознакомился с условиями» и нажал «Подтвердить». Человек хочет сказать ей, что ему «Понятно»;
  • Система хочет сказать: ошибка, неправильный номер. Человек хочет увидеть: здесь опечатка — проверьте номер ещё раз.

«Нам долгое время казалось, что для технических ошибок есть отличный заголовок „Что-то пошло не так“. Подходит для любых кейсов, указывает на факт ошибки, при этом в нём ни капли роботизированности. Но время и фидбэк показали: людей очень раздражает, когда „что-то идёт не так“. Что, спрашивают они, что именно?»

Редактор остаётся в режиме хронической поддержки:

  • Продукт всё время меняется;
  • Пользователи приходят с новыми вопросами;
  • Какая-то фича в итоге сработала не так, как ожидали.

Рассылка Проектората × UX Notes

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.