95. Кнопки с индикатором загрузки и Everfest 2019

В этой рассылке Проектората: записи докладов с Everfest 2019, статьи о создании этичных цифровых продуктов, переключателях, традиционном Customer Development, FAQ, кнопках с индикатором загрузки, инструментах оформления результатов исследований.

Everfest 2019

Опубликованы записи докладов с Everfest 2019:

  1. Алексей Раменский — Как распорядиться бюджетом и выбрать подрядчиков;
  2. Ольга Каверина — Судиться нельзя уступить. Юридические отношения в digital;
  3. Роман Шелехов — Adobe XD. Как проектировать и дизайнить продукт в одном приложении;
  4. Олег Чебулаев — Дизайн мобильных приложений. Принципы хороших интерфейсов;
  5. Денис Ломов — ImmersiveUX: как мы ищем решения;
  6. Владимир Белоусов — Интерфейсы, которые спасают жизни;
  7. Пётр Федюшкин — Как бизнесу получить хороший продукт, работая с подрядчиками;
  8. Кирилл Кириллов — Почему жестить с клиентом — нормально;
  9. Дмитрий Тюрин — Твёрдое и пустое. Чеклист руководителя проектов;
  10. Иван Куксин — Архитектурная 3D визуализация: реализм, экономичность, WOW;
  11. Александр Васильев — Дизайн корпоративной культуры;
  12. Талли Кельми — Для чего городам нужен бренд и что такое маркетинг территорий;
  13. Илларион Гордон — Эстетика в типографике;
  14. Владимир Лифанов — В закромах у Родины;
  15. Олег Капитонов — Введение в игры;
  16. Павел Постников — Современные способы работы с 3D графикой;
  17. Владислав Денисов — Геобрендирование и особенности работы с городской инфраструктурой;
  18. Константин Ершов и Дмитрий Лимонов — Как подружить дизайнера и верстальщика?
  19. Алексей Бородкин — Ваш дизайн никому не нужен;
  20. Антон Артюшин — Юзабилити в цифрах;
  21. Григорий Коченов — Интерфейсы, дизайн и будущее через призму кино и реальности;
  22. Борис Шпирт — Как нейтрализовать клиентские манипуляции;
  23. Алла Штауб — Упорядочиваем дела: как из хаоса сделать в агенстве порядок;
  24. Александр Аверин — Нет времени объяснять, показывай!
  25. Константин Замуренко — Как получить работу продуктового дизайнера;
  26. Мелор Курдованидзе — Работаю со вкусом: как мы дизайним сайт;
  27. Денис Пушкин — Дизайн, который помогает зарабатывать деньги;
  28. Анастасия Шевченко — Ловушки мышления в проектировании интерфейсов;
  29. Виталий Пудовкин — Почему UX/UI вторичны при работе с крупным заказчиком;
  30. Анастасия Чуракова — Доступный интерфейс для людей с ограниченными возможностями.

Все видео в альбоме ВК или плейлисте YT.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в UX Notes ВКонтакте.)

Этичный дизайн

Фабрицио Тейшейра и Тайо Брага написали, что может сделать дизайнер, чтобы цифровые продукты, над которыми он работает, становились этичнее. Несколько цитат:

В погоне за кликами и просмотрами технические платформы ищут новые способы использовать человеческие инстинкты (стыд, лень и страх). Цифровой фастфуд обещает пользователям быстрое удовольствие, но оставляет после себя только экзистенциальный вакуум.

За последние несколько десятилетий мы помогли создать корпоративную культуру, которая систематически ставит краткосрочные выгоды выше долгосрочного здоровья продукта.

Хотя мы понимаем, что такая тактика — проектирование ради метрик — реально не всегда полезна, мы называем свои методы позитивно: взлом роста (growth hacking), геймификация и петли вовлечения. Мы стараемся не думать о возможных пагубных последствиях.

«Пока мы не начнём измерять то, что ценим, мы будем переоценивать то, что измеряем», — Ким Гудвин.

Представьте: девушка присоединяется к ЛГБТК-хору в колледже. Руководитель хора добавляет её в группу в Facebook, и Facebook автоматически делится этим действием в новостной ленте студента. Однако девушка ещё не рассказала семье о своей сексуальной ориентации. Могут ли продукты случайно нанести вред?

Несмотря на то, что тёмные паттерны приносят краткосрочные выгоды, эксперты сходятся во мнении, что внедрять их в бизнес — плохая идея. Первоначальный рост числа новых пользователей редко приводит к увеличению числа постоянных клиентов, поскольку обман подрывает доверие.

Мы знаем, что призывать к изменениям легче, чем их осуществить. Реальность корпоративного мира суровая и оставляет очень мало места для всего, что не приводит к краткосрочным бизнес-результатам. Дизайнеры имеют уникальную возможность запустить изменения, влияя на продуктовые решения, высшее руководство и самих пользователей. Чтобы в мире произошли изменения, которых мы хотим, нужно с чего-то начать самим.

Переключатель

Энтони из UX Movement написал, как показать в переключателе, какой вариант выбран.

В двухпозиционном переключателе выбранный вариант обычно выделяется инвертированным цветом. В этом случае варианты слишком сильно отличаются и непонятно, какому из них уделено особое внимание (какой выбран).

Вместо инвертирования цвета может быть:

  • Лёгкое затенение цвета заливки,
  • Более жирная и тёмная обводка,
  • Полужирное начертание текста.

Выбранный вариант выделяется сразу несколькими способами, а невыбранный — выглядит минималистично.

Customer Development Стива Бланка

Денис Бесков написал о Customer Development (в том виде, в котором подход разработал Стив Бланк).

Стартап — временная организация, которая ищет устойчивую бизнес-модель и затем превращается в компанию. Стартап проходит фазы:

  1. Поиск клиентов. Разработка и проверка гипотез о своих клиентах и их проблемах;
  2. Верификация. Проверка, что клиенты готовы платить за избавление от найденых проблем и что команда способна предложить решение;
  3. Масштабирование;
  4. Построение компании.

Подход фокусируется на быстром и недорогом поиске клиентов и верификации, что позволяет быстро тестировать идеи продуктов.

Product-market fit — ситуация, когда нашлась значимая проблема, за избавление от которой клиент готов платить, и есть решение, как это сделать. После этого решение можно масштабировать.

Если появилась идея продукта:

  1. Предварительно оцените объём рынка. Он должен быть достаточно большим для будущей компании;
  2. Сформируйте гипотезы о целевой аудитории продукта, в ходе какой деятельности у людей возникают проблемы, которые может решить продукт, что это за проблемы;
  3. Проведите глубинные интервью с представителями целевой аудитории, чтобы подтвердить гипотезы;
  4. По результатам интервью уточните гипотезы;
  5. Проведите количественные исследования, чтобы уточнить объём рынка для каждого сочетания проблемы и сегмента целевой аудитории;
  6. Выберите проблему с самым большим рынком;
  7. Создайте ценностное предложение и проверьте его «решенческим интервью» и последующей продажей;
  8. Создайте решение, с помощью которого вы в ручном или полуавтоматическом режиме сдержите данное клиенту обещание. На этом шаге оказание услуги может быть нерентабельным, это нормально;
  9. Окажите некоторый объём услуг в ручном режиме, чтобы проверить, получается ли сделать клиентов довольными, и заодно узнать о сложностях и подводных камнях;
  10. Если клиенты недовольны, ищите другие решения. Если попробовали все возможные решения, возвращайтесь к ценностному предложению и выбору проблемы;
  11. Если клиенты довольны, проанализируйте алгоритм выполнения услуги и определите, что можно автоматизировать;
  12. Оцените затраты на оказание услуги с учётом будущей автоматизации и стоимость привлечения клиентов в разных рекламных каналах. Поймите, получается ли зарабатывать на отдельной услуге. Это сейчас называют юнит-экономикой;
  13. Если экономика не сходится, ищите способ изменить проблемный показатель. Если не получается, пересматривайте решение или возвращайтесь на более ранние этапы;
  14. Если экономика сходится, можно разрабатывать первую версию продукта и далее переходить к построению компании.

На основе Customer Development Эрик Рис придумал Lean Startup — упрощённый подход к созданию стартапов.

Частые вопросы

Владимир Лалош написал о FAQ (частых вопросах).

В FAQ должны быть вопросы, которыми реально интересуются пользователи. Например: «Зачем приложению мои данные?» Прочитайте, что люди спрашивают в соцсетях, о чём говорят в отзывах, с чем обращаются в колцентр.

Формулируйте вопросы так, как их задал бы человек. «Вы гарантируете безопасность оплаты банковской картой через интернет?» → «А платить у вас картой безопасно?»

Обычно самые популярные вопросы находятся в начале, но можно расположить их вдоль пользовательского пути: от регистрации до продвинутых функций. Так проще понять, где искать нужный вопрос.

Если вопросов много, распределите их по разделам.

В тексте ответа должен быть только ответ на вопрос, без рекламы и лирики.

Состояние кнопки «Загрузка»

Энтони из UX Movement написал о таком состоянии кнопки как «Загрузка».

Его стоит показывать, когда пользователь нажал на кнопку, но система ещё не обработала запрос. Так пользователь понимает, что система работает, и не жмёт на кнопку повторно.

Если между нажатием кнопки и ответом системы проходит больше 2 секунд, показывайте индикатор загрузки:

  • Его лучше расположить на кнопке, так как на ней сосредоточено внимание пользователя при нажатии;
  • Он не должен менять размер кнопки;
  • И не должен перекрывать текст кнопки. Если индикатор не влезает, вся кнопка или её грань может стать индикатором, постепенно заполняясь цветом.

Сама кнопка в состоянии загрузки может выглядеть неактивной (например, полупрозрачной), что логично, так как она заблокирована для нажатий. Но индикатор на ней должен быть виден хорошо.

Чтобы пользователь лучше понимал, что происходит, текст на кнопке можно менять, например: «Отправить» → «Отправка…»

Оформление результатов исследований

Юлия Кожухова написала о разных инструментах, с помощью которых можно оформить результаты исследований.

Ещё перед началом исследования важно понять, что вы будете делать с результатами. От этого зависит, какие инструменты выбрать для составления отчёта, и сколько на него тратить времени.

Выбор зависит:

  • От запроса команды. Какую потребность исследование должно закрыть?
  • Отношения к исследованиям. Надо ли убедить команду в надёжности выводов?
  • Особенностей продукта. Это прототип или готовый продукт?
  • Связи исследователя с командой. Продолжите ли вы работать вместе после окончания исследования?

Юлия рассмотрела плюсы и минусы 4 основных инструментов и сделала выводы, для каких исследований они подходят:

  1. PowerPoint. Подходит для результатов интервью, фокус-групп, юзабилити-тестов, а также если надо показать много скриншотов. Скорее подходит для крупных проектов, когда есть время на оформление слайдов, которые увидит много людей.
  2. Miro. Можно представлять результаты глубинных интервью, фокус-групп. Подходит для проектов, где надо строить большие схемы, и когда необходимы частые правки и дополнения.
  3. Excel или Google Таблицы. Подходит для любых количественных данных. На одном листе могут быть исходные данные, а на других — результат их обработки. Можно делиться с командой промежуточными результатами с дополнительными гипотезами и инсайтами.
  4. Word или Google Документы. Подходит, когда не нужны рекомендации по изменениям, а нужны только факты по результатам исследования (например, перечень проблем, с которыми столкнулись пользователи). Отчёт в таком формате легко оформить.

Рассылка Проектората × UX Notes

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.