50. Лекция о поведенческом дизайне и подборка книг

Прошло 2 недели с последнего выпуска и накопились заметки для новой рассылки Проектората. Плюс, немного редакторской кухни.

Новые материалы Проектората

Константин Самойлов рассказал о голосовых помощниках и своём опыте работы над OK Google. Снова актуальная тема в свете выхода яндексовой Алисы.

«Разработчики продумали, какую грамматику и типы слов в английском языке могут использовать люди для самых распространённых задач вроде установки будильника или создания напоминания.

4 года назад начали проводить тесты. На первом же тесте пользователь сказал что-то, чего разработчики не планировали. Система не сработала, разработчики сказали: «Чёрт, мы об этом не подумали».

Год назад на очередном тесте пользователь сказал улучшенной системе что-то такое, что она не сработала, и разработчики сказали: «Чёрт, об этом мы тоже не подумали». Шло время, развивалось дерево решений и грамматики для конкретной задачи, и каждый новый тест выявлял исключение, которое разработчики не учли».

Интересные ссылки

Никита Вознесенский показал иллюстрации с практически идентичными блоками текста и на их примере объяснил, чем затрапезный (серый и неряшливый) книжный набор отличается от гармоничного. И как добиться этой гармонии.

Дмитрий Мацкевич для Школы менеджмента Яндекса рассказал о поведенческом дизайне:

  • Как работает мозг;
  • Как люди принимают решения;
  • Какие при этом совершают ошибки;
  • Как работают дофаминовые циклы, привычки и зависимости;
  • И как всё это применить для дизайна продуктов.

Рекомендую слушать с ускорением в 1,5−2 раза.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в Заметках UX-проектировщика ВКонтакте.)

В лекции о поведенческом дизайне Дмитрий Мацкевич порекомендовал книги для более глубокого изучения темы:

  1. «Думай медленно… Решай быстро» Дэниел Канеман;
  2. «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить» Дэвид Макрэйни;
  3. «Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки» Нир Эяль, кстати есть выжимка из этой книги;
  4. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям» Джон Медина;
  5. «Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье» Касс Санстейн, Ричард Талер;
  6. «Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» Норман Дойдж. Всеволод Устинов пересказал интересные моменты из книги;
  7. «Как мы принимаем решения» Джона Лерер;
  8. «Buyology: Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя» Мартин Линдстром;
  9. «Neuroscience» Dale Purves, George J. Augustine;
  10. «Theory of Fun for Game Design» Raph Koster;
  11. «Мозг. Ваша личная история» Дэйвид Иглмен;
  12. «Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» Малкольм Гладуэлл;
  13. «Эгоистичный ген» Ричард Докинз;
  14. «Эволюция разума» Рэй Курцвейл;
  15. «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари.

Редакторская кухня

Создание такой подборки со ссылками на книги — тоже работа. Берём слайд с 15 обложками англоязычных изданий. Названия считываются плохо, авторов не видно. Находим точное название и автора, пытаемся с помощью Озона определить русское название. Офигеваем от обложек русских изданий. Чего-то Озон не находит: не издано на русском или просто не ищется его поиском по английскому названию. Находим русское название в Гугле, там же находим страницу книги на Озоне.

Слайд с обложками красивый, но ссылка на подобный список сделала бы его лучше.

Кстати, Игорь Штанг проанализировал обложки разных изданий «Думай медленно… Решай быстро» Дэниела Канемана.

(Такая вот новая непостоянная рубрика. Фактически это заметка из моего личного телеграм-канала «Френч-пресс».)

Рассылка Проектората × Заметки UX-проектировщика

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.