66. Оптимизация структуры интернет-магазина для поисковиков

В этом выпуске рассылки Проектората много наших с Егором материалов: например, про дизайн на фрилансе, первичные переговоры с клиентами, применение динамических панелей в акшуре, эксперименты в области поведенческой психологии.

И много интересных статей: про оптимизацию структуры интернет-магазина под поисковые системы, онбординг в профессиональных системах, дневниковые исследования, навигацию для людей с ограниченными возможностями, кейс проектирования приложения для самостоятельных путешественников.

Материалы Проектората

Егор опубликовал небольшие заметки:

Также он:

Я же рассказал об экспериментах в области поведенческой психологии, которые показывают, как разные факторы влияют на поведение людей.

Например, на совершаемый выбор:

  • Эффект якоря. Произвольные числа в определённом контексте влияют на то, какую цену мы готовы предложить за товар или какое количество товаров мы покупаем. При этом изначально установленный якорь изменить тяжело.
  • Эффект приманки. Добавление варианта, который заведомо хуже другого варианта, делает этот другой вариант более привлекательным.
  • Эффект контраста. Добавление очень дорогого варианта смещает распределение выбора к более дорогим вариантам (звучит довольно очевидно).

А также несколько экспериментов, показывающих:

  • Как широта выбора влияет на изначальный интерес и итоговую конверсию.
  • Какие факторы приводят к снижению уровня мошенничества и его повышению.

Если бы не эта моя статья, пришлось бы назвать выпуск рассылки в честь Егора (и выглядело бы это, конечно, странновато).

Интересные статьи

Дмитрий Мрачковский рассказал о нюансах создания структуры интернет-магазина для лучшей индексации поисковиками. Например:

Один товар относится к разным категориям и доступен по нескольким адресам. Лучшее решение — вынести адреса товаров в отдельную директорию. Если все категории располагаются в /catalog/, то товары размещайте в /products/, /goods/, /items/. Это поможет поисковикам понять, какая страница относится именно к товару. А вас избавит от необходимости придумывать сложные решения, чтобы сохранить в URL вложенность товара в категорию.

Если товары привязаны к нескольким категориям, то что выводить в хлебных крошках товара? Самый простой вариант — выбрать главную категорию и отображать её. Вариант посложнее — отслеживать категорию, из которой пользователь перешёл на товар, и подставлять её в крошках. Это удобно и полезно для пользователей, которые переходят на товар из категории в одной вкладке и возвращаются назад по хлебным крошкам. Иногда пользователь переходит на товар с главной страницы, по рекламе или прямой ссылке. В этих случаях стоит выбрать главную категорию и подставлять её по умолчанию.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в Заметках UX-проектировщика ВКонтакте.)

Евгений Романовский написал, почему в профессиональных интерфейсах обычно не бывает онбординга.

  1. Разрабатывать и поддерживать туры по системе и т. п. для нескольких тысяч человек, особенно если релизы идут каждый квартал, просто невыгодно. Здесь работают другие инструменты: рассылки новостей со скриншотами, видео или баннер при запуске новой версии. Кроме того, обновляется контекстная справка и большой талмуд-мануал — его профи иногда читают.
  2. Сложно определить, какой контент подавать пользователям. В профессиональных интерфейсах число ролей измеряется десятками. Вид и возможности системы зависят от выбранной роли.
  3. Не известно заранее, для решения какой задачи пользователь пришёл. На информационно плотных экранах упаковано большое число сценариев. Сложно понять, о чём рассказывать конкретному пользователю, когда подсказки уместны. Вероятность угадать ничтожна, пришёл ли гипотетический бухгалтер в систему, чтобы оплатить счета, или чтобы начислить зарплату, или чтоб подготовить годовой отчёт. Множество задач решаются на одном и том же экране.

Дневниковое исследование — одна из методик сбора качественных данных, которая позволяет узнать, как меняется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).

Что таким образом можно узнать:

  • В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом;
  • Как часто это делают;
  • Как выглядит сценарий работы при выполнении долгосрочной задачи;
  • Легко ли обучиться использованию системы;
  • Как меняется лояльность с течением времени;
  • Как выглядит взаимодействие с компанией, проходящее через разные каналы связи (сайт, почта, телефон, социальные медиа и так далее).

В статье расписаны этапы исследования и даны советы, например, как мотивировать участников.

Николас Крамер рассказал, как оптимизировать навигацию для людей с ограниченными возможностями.

Если пользователь использует для навигации клавишу Tab, в начале страницы покажите ему скрытую ссылку для перехода к основному содержимому страницы. Википедия даёт перейти к общей навигации или строке поиска.

Добавьте специальное меню, доступное с клавиатуры. В Фейсбуке таких три. Первое позволяет перейти к определённым секциям на странице. Второе даёт быстрые ссылки на разные страницы. Третье — на все специальные возможности Фейсбука.

Настройте кнопки быстрого доступа. В Твиттере с помощью кнопок «J» и «K» можно перемещаться между твитами, а с помощью «.» — загрузить новые и переместиться в их начало.

Андрей Клицунов рассказал о проектировании приложения, которое поможет самостоятельному путешественнику выбрать оптимальный билет на немецких железных дорогах.

Хороший пример кейса в портфолио аналитика-проектировщика:

  • Описание предметной области и проблемы;
  • Анализ потребности и целевой аудитории с помощью форума;
  • Выделение ключевых сценариев;
  • Создание в Axure детализированного прототипа с реальным контентом.

Закладывать в прототип реальные данные о билетах и ценах (880 строк) и показывать билеты, которые действительно соответствуют пользовательскому запросу, — это слишком. Но если такая задача у вас всё-таки появится, акшура для неё подойдёт.

Неопубликованное

Фрилансер должен получать больше штатного сотрудника такой же квалификации. Речь о доходе после вычета налогов.

У штатного сотрудника есть месяц оплачиваемого отпуска, работодатель предоставляет необходимое для работы оборудование. При зарплате в 100 тысяч рублей 11 месяцев его работы будут стоить ~1,25 миллиона. 50 тысяч закладываем на то, что нужно для работы: обновление оборудования и лицензии.

У фрилансера нет дохода, когда он в отпуске (и не работает). Если нужен новый макбук, приходится покупать его самостоятельно. Эти расходы должны быть заложены в стоимость услуг. Если ориентироваться на ежемесячный доход в 100 тысяч рублей, то 1 месяц работы фрилансера должен стоить ~114 тысяч рублей.

Кстати, чтобы сотрудник получил на руки 100 тысяч рублей, работодатель платит ещё ~50 тысяч налогов. Но это уже другая история.

(Заметка из моего личного телеграм-канала «Френч-пресс».)

Рассылка Проектората × Заметки UX-проектировщика

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.