Обзор фильма «Дом мёртвых»

Незамысловат человек в своих хлебо-зрелищных потребностях. Но если с первой компонентой особых проблем никогда не возникало, то с созданием второй сопряжены некоторые трудности. С течением времени зрительские запросы росли, зрелища усложнялись (от схваток гладиаторов и цирковых представлений до театра, кино и компьютерных игр) и требовали все больших денежных и идейных вложений. Сегодня уже не каждый заинтересуется ломанием копий в приснопамятных «Окнах», и не на всякое кино захочет идти даже среднестатистический зритель — ибо зрелище должно быть определенного уровня.

Чтобы снять достойное кино, как ни странно, нужна соответствующая идея. Но идеи, вестимо, на дороге не валяются, хороший сценарий за пару бессонных ночей не пишется, да и вообще, все, что можно было придумать, уже было когда-то придумано. Поэтому Ув Болл, не мудрствуя лукаво, купил лицензию на экранизацию видеоигры House Of The Dead да и снял одноименный фильм.

Оригинальностью сюжет нас не порадует. В стародавние времена остров, расположенный недалеко от Флориды, стал пристанищем бежавшего из-под конвоя испанского еретика Кастильо. С тех пор об острове ходили разные легенды, а посвященные называли его Isle del Morte. Это не помешало флоридской молодежи устроить там пикник с большим количеством будвайзера, техно-рейва и секса, однако, вечеринка заканчивается едва начавшись: разбуженные громкой музыкой мертвецы покидают свои могилы и зачищают местность от надоедливых тусовщиков. Вот в таком состоянии вечеринку и застает опоздавшая пятерка друзей, капитан нанятой ими шхуны Кирк и офицер береговой охраны Каспер, подозревающая капитана в контрабанде и следившая за компанией до самого острова.

Получив на руки нетолстый сценарий, болловские креативщики стали думать, как бы все так снять, чтобы самих Братьев за пояс заткнуть. И надумали сделать так же, но больше и круче. В итоге, прием «сломо» доведен до абсурда: в очередной раз замедляется время (чуть ли не до полной остановки), и давай камера кружить вокруг персонажа, сильно напоминая паузу в «Макс Пейне». Копирование «Матрицы» можно наблюдать и в других моментах — например, взрывается дом, и картинка центрируется на двери, отброшенной в направлении камеры.

Хотя в начале, до второго убийства, — да, оператор действительно снимает хоррор: камера ходит из стороны в сторону, создавая эффект присутствия, мы как бы смотрим глазами злоумышленника, следящего за потенциальной жертвой из-за дерева, из-за кустов, из-под воды, то есть напряжение есть. Но потом оно пропадает, и страх больше не появляется. Только вздрогнешь пару раз от внезапно выскочившего в кадр мертвеца, и все.

Периодически, ни к селу ни к городу, проскакивают секундные отрывки из игрового процесса самой House Of The Dead, но непонятно зачем, ведь фильм делался не ради рекламы виртуального тира. Вторгаясь в видеоряд, ролики эти лишь в очередной раз напоминают о вторичности картины и наталкивают на мысль: а игра-то была добротная, чего о фильме не скажешь.

После того как герои вооружаются, начинается самый настоящий боевик, в сценах которого непосредственно перед очередной сменой декораций происходит либо героическое самопожертвование, либо нелепая смерть одного из персонажей. И в каждой сцене действие какое-то ненатуральное: то ли из-за глупости некоторых конкретных действий героев, то ли из-за активного «сломо», то ли из-за откровенно халтурного грима зомбарей (там даже не грим, там просто маски). Зомби — это же чуть ли не самое главное в фильмах такого рода, а местные ходячие мертвецы не только не похожи на слегка разложившихся людей, так еще и передвигаются со скоростью олимпийских спринтеров — можно подумать, они не умирали, а просто спали и теперь выбрались на утреннюю пробежку. Ну не верю я в происходящее — и, как следствие, не сопереживаю, не боюсь. Кстати, оставшиеся в живых герои разбираются таки, почему эти мертвые не могут успокоиться.

Также ничего хорошего не получается сказать про игру актеров, которые, во-первых, стеснены рамками бесхитростного боевика, а во-вторых, даже не используют редкие шансы продемонстрировать нам свое мастерство. Одна из героинь, Алисия, могла бы и поизображать ревность к теперешней пассии своего бывшего бойфренда Руди. А он в свою очередь мог бы хоть как-то изобразить муки по поводу смерти последней, но коварный сердцеед ограничился по этому поводу нехилым флэшбэком, да и вернулся под крылышко своей бывшей. По большей части у героев на протяжении всего фильма только два выражения на лицах: удивление и ярость (особенно часто одевается во время боя). Исключение составляет лишь капитан Кирк, который постоянно, вне зависимости от ситуации, скептически хмурится.

И напоследок про звук и музыку. Звуковые эффекты не впечатлили, но музыка понравилась — по стилю очень похоже на саундтрек первоматрицы, эдакая утяжеленная электронщина.

Итого, при бюджете в 12 миллионов долларов общие сборы составили чуть более 9 (и это учитывая популярность брэнда House Of The Dead). Сей факт, правда, совсем не расстроил Ува Болла, который планирует и дальше реализовывать свои права на экранизацию таких игр как Alone In The Dark, Bloodrayne, Dungeon Siege, Hunter: The Reckoning и Fear Effect.

Что ж, нам остается лишь уповать на закон перехода количества в качество и ждать.

Оценка автора обзора: 3 из 10.

Опубликовано 12 февраля 2004 года на Сквадроне под названием «Живые VS мёртвые».

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.