Обзор фильма «Человек из стали»

Это первый фильм про Супермена, в названии которого Супермен не упоминается. Не помешали даже русские прокатчики, иногда слишком вольно обращающиеся с названиями. И от героев повествования «супермен» мы услышим ближе ко второй половине и то вскользь. И буква S на груди криптонианца, оказывается, вовсе не…

Воу-воу, полегче, скажете вы. Не ошибся ли кое-кто кинозалом? Что вообще происходит? Всё то же самое, что произошло под руководством Кристофера Нолана с Бэтменом в «Бэтмен: начало» и что привело впоследствии к выходу шикарного «Тёмного рыцаря».

С 1938 года, когда был придуман Супермен, написаны сотни историй и нарисованы десятки его визуальных образов, в том числе без нелепых красных трусов. Есть из чего собрать захватывающую, драматичную и, как ни парадоксально такое стремление, реалистичную историю, которая займёт место в сердце каждого кинозрителя, а не только фанатов героической вселенной DC Comics.

Сделать это позвали лучших. Упомянутый выше Нолан стал одним из продюсеров и написал сценарий вместе с Дэвидом Гоером, сценаристом «Тёмного рыцаря». Режиссировал Зак Снайдер, снявший потрясающих «Хранителей».

Начнётся всё действительно круто. Подробно покажут последние дни Криптона и события, из-за которых младенец Кал-Эл окажется последней надеждой расы на возрождение и будет эвакуирован. Отец, учёный Джор-Эл, будет похож на ангела в своём боевом облачении, а его сыну придётся стать на Земле и богом, и изгоем.

Там нас ждёт скучная часть повествования. Это будет история Кларка Кента, вынужденного скрывать свои способности и сопротивляться желанию помочь, когда горят нефтяные платформы, дальнобойщики пристают к беззащитным официанткам, а торнадо отбирает самых близких.

Чтобы не распугать зрителей, процесс прокачки морально-волевых качеств, обретения себя (вместе с фирменным костюмом) и превращения в Супер-подожди-подожди-мэна, показан отдельными эпизодами. Сюжетообразующие события в жизни 33-летнего Кларка перемежаются флешбеками с отдельными значимыми событиями из детства.

Как закалялась сталь и как под кожу пришельца проникали американские духовные скрепы, показывается без единой улыбки, под могучий саундтрек Ганса Циммера (также сделавшего свой вклад в «Тёмного рыцаря») и трясущейся от волнения камерой. Происходящее настолько гипнотизирует своей важностью, что становится тяжело отслеживать связь между эпизодами, и единственной мыслью о мотивах героя остаётся банальное «ну, он здесь вырос и полюбил человечество со всеми его недостатками».

Потом sci-fi прошлое догонит Кал-Эла и, на радость заскучавшему зрителю, напомнит, как трудно быть богом. Начнётся бодрая и изобретательная «арканарская резня». Настолько изобретательная, насколько таковой может быть битва одного бессмертного летающего силача с другими вроде как бессмертными летающими силачами.

Вспоминается схватка получивших суперспособности ребят из фильма «Хроника» — по части происходящих событий, а не в визуальном плане, конечно, ведь «Хроника» снята в псевдодокументальном стиле. И дуэль Нео с агентом Смитом под ливнем или Железного человека с Тором. Но к последним испытываешь больше интереса и симпатии. Может быть, потому что это только первое знакомство с обновлённым Суперменом, и зритель ещё не привык? Но чем же зритель занимался весь предыдущий час?

Это очень непростой супергерой. Его единственная слабость — неспособность находиться в двух местах одновременно и коллекционные минералы с уничтоженной родной планеты. Любую трудность он может преодолеть слабо заметным для зрителя напряжением морально-волевой мышцы (маленькая её часть пролегает среди лицевых). И как бы он не сопереживал землянам, земным кинозрителям сложно сопереживать ему так же как Бэтману, когда они гадают, погибнет он или нет, унося ведущую обратный отсчёт бомбу подальше от города.

Зак Снайдер и команда попробовали перезагрузить «Супермена». Хорошо у них получилось или не очень — решать вам.

Обзор опубликован на cityspb.ru. По ссылке — с редакторскими правками. Здесь — исходный авторский вариант. Написан 24 июня.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.