Егор попросил меня написать текст об авторе, что ж.
Я знаю автора уже довольно давно. Познакомились мы в вузе, вместе участвовали в развитии студенческого портала с досье на преподавателей, шпорами и прочими полезными студентам штуками. Писали код, рисовали дизайн, писали статьи и новости и придумывали новую функциональность вроде анонимных обсуждений. Потом появился ВКонтакте и все студенты постепенно ушли туда (анонимность оказалась не так важна).
После вуза Егор стал работать проектировщиком сайтов в питерской студии, нашёл прогрессивный на тот момент инструмент для проектирования и создания интерактивных прототипов под названием Axure, возглавил отдел проектирования, а потом из студии ушёл и продолжил проектировать на фрилансе.
Я фактически шёл по его следам с небольшим отставанием, и однажды мы с ним основали Проекторат — компанию по проектированию сайтов и приложений. Говоря о Проекторате, я обычно уточняю, что юридически мы были двумя отдельными ИПшниками со своими клиентами, но общим подходом к проектированию и, отчасти, ведению дел. Мы были настоящими фрилансерами (но, что интересно, никогда не искали заказов на фриланс-биржах). На конференциях таких спикеров обычно подписывают «свободный дизайнер».
Мы писали много статей, записывали обучающие видео о проектировании и Axure, я преподавал на разных офлайновых курсах (Егор преподавание как-то не взлюбил). Проекторат стал, как говорится, известен в узких кругах. Это помогало привлекать новых клиентов.
Когда работаешь один, варишься в собственном соку, поэтому начинающим дизайнерам советуют для быстрой прокачки искать компании с крутыми арт-директорами или дизайн-лидами, чтобы у них учиться. Мы же учились на практике и друг у друга. Не могу сказать за проектирование, но в сфере создания интерактивных прототипов в Axure мы стали одними из самых крутых русскоговорящих специалистов.
Когда мы начинали, не было курсов и массы туториалов на Ютубе. Учиться помогали энтузиазм и любознательность, готовность изучать самые потаённые уголки профессиональных инструментов. Помню, однажды ночью мы созвонились и пару часов пытались воспроизвести загрузку пользовательской картинки в сгенерированный прототип, которую увидели в одном платном зарубежном ките. И в конце концов выяснили, что это уже выходит за рамки возможностей Axure — автор платного кита реализовал это на чистом JS.
Мы обсуждали клиентов, иногда случавшиеся факапы в работе с ними (в книге есть парочка примеров), подходы к работе и самоорганизации, налоги и документооборот, передавали клиентов друг другу (за процент и просто так). Больше 20 лет фрилансерского опыта в сумме, двое креативных ребят с аналитическим складом ума — в какой-то момент эта книга должна была появиться, потому что поделиться есть чем.
Однажды Егор перестал заниматься «коммерцией» — так мы называем проектирование на заказ — и сосредоточился на своём проекте. На очередной совместной прогулке появилась мысль, что книга о фрилансе могла бы подытожить весь полученный опыт и стать такой жирной точкой. Со времён той прогулки прошло уже года 3, и вот, наконец, мысль материализовалась.
Мне было приятно обсуждать с Егором тезисы отдельных глав, стать причастным к появлению в книге «вредных советов», помогать в редактировании чистовика, спорить по поводу некоторых подходов, с которыми я согласен не на 100%. (Я выше писал, что наши подходы к ведению дел совпадают не полностью.) Надеюсь, вам будет интересно эту книгу прочесть, и она окажется полезной.
P. S.
Я показал этот текст Вике, и она предложила добавить какую-нибудь историю из жизни, чтобы за автором стало видно живого человека. Мол, это сближает с читателями.
Такие истории есть, но, по правде говоря, я считаю Егора немного роботом. Он не любит шумные компании, а предпочитает прогулки и разговор один на один. На мой взгляд, он слишком принципиален. Знает китайский язык настолько хорошо, что работал в Китае (про английский и не говорю), умеет жонглировать несколькими предметами и долго ногами отбивать сокс, играть на гитаре и пианино, сочинять музыку, хорошо и очень грамотно писать, тащить в CS:GO, неплохо рисовать, контролировать речь, чтобы не было эканий и мэканий, делать крутые макрофотографии насекомых. В конце концов, он всё сделал так, что его маленький сын никогда не боялся мыть голову (я вот это провалил) и вообще растёт очень смышлёным и спокойным (сын, а не Егор).
Но это не значит, что книга будет полезна только таким же Егорам. Не стоит бояться «ошибки выжившего». Книга основана на авторском опыте, благодаря которому сложились описанные в книге подходы к ведению дел. Но упоминаемый в книге путь не является единственно возможной дорожкой к хорошо оплачиваемой работе на себя. А вот предлагаемые подходы могут неплохо этому поспособствовать.
…
Книга нормального фрилансера. Впервые опубликовано 7 декабря 2022 года во Френч-прессе.
Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.