Заметки о коммуникации

Личные обстоятельства

Договариваясь с клиентом о созвоне, можно сказать «я сейчас за городом, буду на связи после 18:00». А можно: «сегодня буду на связи после 18:00, завтра с 10:00 до 19:00».

Я стараюсь не посвящать клиентов в обстоятельства, которые влияют на график нашего взаимодействия. Это не важно до тех пор, пока соблюдаются обязательства. Исключение: если мы дружим, и я готов рассказать о чём-то безотносительно выполняемой работы. Например, о рождении дочки.

Если что-то влияет на обязательства, скорее всего, это:

  • Не рассчитал время и не успеваю на созвон;
  • Не рассчитал силы и не готов показать запланированную часть работы;
  • Семейные обстоятельства;
  • Форс-мажор.

В любом случае обсуждается новое время и возможные санкции, но не причина.

Предложения о сотрудничестве

Я веду «Заметки UX-проектировщика», поэтому периодически получаю предложения о сотрудничестве. Обычный диалог:

— Добрый день, мы представляем паблик N. Есть ли возможность посотрудничать с вашим пабликом K?
— Добрый день, есть.
— На каких условиях работаете?

С одной стороны, это открытый вопрос, и они готовы рассмотреть любые варианты. Но таким образом составление схемы сотрудничества внезапно становится моей задачей. А я совершенно не планировал этим заниматься.

Идеальная коммуникация должна быть такой:

— Добрый день, мы представляем паблик N. Есть ли возможность посотрудничать с вашим пабликом K?
— Добрый день, есть.
— Хотим сделать репост вот этой записи из вашего паблика K, а в обмен получить репост вот этих 2 записей из нашего. Судя по последним вашим публикациям, они релевантны интересам вашей аудитории. У нас 24к подписчиков, а у вас всего 12к, поэтому с вас 2 репоста.

Телефонные звонки

Звонки на телефон с незнакомых номеров вызывают раздражение. Хочется сказать, что это несовременный способ связи. Я считаю, это хорошая штука, но только не для первого контакта.

Звонить незнакомому человеку на личный номер глупо: прямо сейчас он может быть занят, его могли задолбать спамеры, он не собирается перезванивать, так как опасается попасть на платный номер или просто потерять время.

По моим наблюдениям, 8 звонков из 10 с незнакомых номеров — спам и мошенничество. Выбирая способ первого контакта, просто глупо использовать канал, где большинство первых контактов связаны с негативным опытом.

Если вы всё же звонили и не дозвонились, отправьте следом сообщение: кто вы и чего хотели. Это немного повысит шанс связаться с человеком.

Ограниченные во времени предложения

LinkedIn пытается добиться реакции на мейлы с предложением установить профессиональный контакт. Теперь генерирует ограниченные во времени предложения:

«Срок действия приглашения участника Иван Иванов (данные изменены) истекает 26 декабря».

Пока есть возможность ответного запроса, эта манипуляция не работает. Она заработает, если 26 декабря этот человек действительно станет для меня недоступен. Но это будет уже не профессиональная социальная сеть, а что-то другое.

Опоздания на встречи

У вас может быть крутой стартап, куча задач, которые требуют внимания, но забывать деловой этикет нельзя.

Если опаздываете на встречу (созвон в скайпе), сообщите сразу же, как поймёте это.

Постарайтесь оценить, когда появитесь. Если получасовая встреча сдвигается на полчаса, у контрагента может не оказаться дополнительного времени (например, начнётся другая встреча).

Если на работе пожар, и заранее осознать опоздание не получается, свяжитесь с контрагентом хотя бы в момент начала встречи и обсудите новое время. Чтобы не упустить этот момент, ставьте напоминание о начале встречи (а лучше за 5 минут).

Практика Проектората показывает: если клиент не придерживается этих правил на первой встрече, скорее всего, сотрудничества не выйдет. Вот и Егор про это пишет.

(Заметки из моего личного телеграм-канала Френч-пресс.)

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.