Особо не за что хвалить

В чате Саши Бизикова с интересной стороны обсудили подход к мотивации сотрудников через похвалу и её отсутствие.

Суть подхода — в похвале. Важно всякий раз хвалить сотрудника (или кота), когда он что-то сделал правильно, и не хвалить — не ругать, но молчать, — когда сделал неправильно. Суть в том, что поощрения никогда не бывает много. Перехвалить невозможно.

Отсутствие похвалы на самом деле тоже отлично работает, если ваши подопечные привыкли делать хорошо и получать за это поощрение. Когда похвалы нет, уверяю вас, даже самый бестолковый котик поймёт, что что-то не так.

Ника Троицкая, «Вы получаете то, что продолжительно поощряете»

Кира:

Меня утомляет, что сотрудников нужно хвалить, и вообще все эти социальные поглаживания. Почему люди не могут просто делать свою работу?

На всякий случай уточню: это не значит, что я вообще не хвалю людей, не говорю «спасибо» и не отмечаю, когда что-то сделано классно.

Глеб Долгов:

А как по-другому? Ведь все люди разные. У меня есть коллега, он очень обидчивый, но если его похвалить, правильно мотивировать, он свернёт горы.

Кира:

Мне это прям очень не нравится и вызывает сильное отторжение. По-другому, наверное, никак. Только подбирать под себя команду с подходящей мотивацией, долго и кропотливо.

Саша Бизиков:

Хвали реже. Я ведь тоже не по десять раз на дню хвалю, а по возможности, например, когда классно сделана задача. Суть подхода не в том, чтобы хвалить часто, а в том, чтобы не забывать хвалить вообще и не ругать за косяки.

Кира:

Согласна, что нельзя забывать хвалить. Есть люди, которые только ругают, а хорошего никогда не говорят. Это плохо, конечно.

Меня утомляют сотрудники, которых необходимо хвалить. Для которых похвала — топливо, без которого они работают плохо. Я считаю, человек должен работать хорошо по определению, ему же зарплату за это платят. А некоторых приходится хвалить, чтобы они не обижались. Ну какие обиды на работе? Это детский сад.

Есть руководители, умело с этим справляющиеся, которые хвалят в нужный момент, потому что надо, а не потому что хотят. Для меня это обычная манипуляция, и мне такое противно. Если я замечаю такое в поведении руководителя, уровень моего доверия и уважения к нему сильно снижается.

Антон:

Получается, как руководитель ты знаешь, что сотрудника надо периодически хвалить, но как человек ты не всегда этого хочешь. И хвалишь только ради нужного тебе эффекта повышения производительности, то есть манипулируешь сотрудником. Проблема в том, что ты не хочешь быть манипулятором.

Я не считаю это социальным поглаживанием или манипуляцией, это просто нормальная практика рабочей коммуникации. Как мыть руки перед едой или просить прощения, если наступил кому-то на ногу (или если тебе наступили и ты англичанин).

Саша Бизиков:

«Надо хвалить» как-то странно звучит, как будто ты должен хвалить человека, когда его не за что хвалить.

Антон:

Надо хвалить или нет — вопрос критерия. Хвалим, если человек сделал свою работу неплохо, то есть хорошо или нормально. Если сделал плохо, не хвалим (или даже ругаем, но это будет уже другой подход).

Но иногда в момент «надо хвалить» возникает внутреннее несогласие с этим. Типа, Петя же просто не облажался, почему его надо хвалить? Вася в тот же день выдал три нормы, а его я хвалю так же как Петю, который еле дотянул до конца смены.

Кстати, внутреннее несогласие может возникать и просто из-за плохого настроения руководителя.

Кира:

А если сотрудник работает как обычно (не по три нормы, а по одной), но его надо хвалить, чтобы он не работал хуже?

Например, Вася работает по 8 часов в день и выполняет все запланированные задачи. За это он получает зарплату и похвалу. Но если не выдавать похвалу, то Вася начинает работать по 5 часов и делать половину задач.

Антон:

У его руководителя возникнет внутреннее противоречие.

В этом случае, если руководитель может выбирать, ему лучше с Васей расстаться. Но если Васю заменить нельзя, я не вижу проблемы в том, чтобы хвалить его просто за нормальный результат.

Конечно, из-за постоянного внутреннего противоречия руководитель может со временем сорваться и на Васю наорать. Но это уже вопрос самообладания.

Кира:

А потом Петя, который нормально работает без похвалы, начнёт думать, что он работает хуже Васи. И придётся хвалить его тоже. А потом они уйдут в другие компании и там тоже будут ждать похвалы просто так. В итоге это распространится и станет частью нормальной рабочей коммуникации :)

Антон:

Так и надо всех хвалить, с этого мы начали обсуждение. Петю — за дело. Васю — для повышения его эффективности.

Текст обсуждения немного отредактировал, чтобы его легче было воспринимать в формате публикации в блоге.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.

Теперь электронную версию можно купить и читать на Литресе.