Глупые смарт-часы

Эссе «Stupid Smart Stuff: Watches and Automation» написал Дональд Норман 8 марта 2014 года.

Я спал, когда часы на запястье начали вибрировать. Они продолжали и продолжали — достаточно долго и сильно, чтобы разбудить меня.

Было 4:30 ночи.

Я сонно посмотрел на них. Пиктограмма сообщала о разрядившемся аккумуляторе и выключении часов.

«Спасибо, что дали знать», — сказал я немного другими словами, снял часы и забросил их в угол, где они и лежат уже неделю. Спасибо, Sony, за такие умные-преумные часы.

Если бы они были умными, они бы догадались в 9 вечера сообщить мне, что аккумулятор скоро разрядится и что лучше перед сном поставить их на зарядку. В конце концов, часы знают, когда разрядятся, — у них даже есть маленький дисплей, показывающий уровень заряда. Уровня заряда нет разве что на главном экране, — нужно нажать кое-какие кнопки и провести по экрану, чтобы добраться до него.

Часы знают уровень заряда и время суток, если бы это был человек, я бы отправил его обратно на переподготовку.

Я тестировал часы для компании, с которой работаю. Так я испытываю самые разные технологии. Но эти часы оказались провалом. Умные часы? На самом деле, глупые. Они показывают время, у них хороший секундомер и таймер. Ещё есть будильник, но из-за хитрого интерфейса, чтобы его сбросить, проще перезагрузить часы. (Перезагрузить часы? Да, в удивительное время мы живём.)

Ещё я установил приложение, показывавшее мне время во втором часовом поясе. Сами часы были недостаточно умны для этого. Они не смогли даже вычислить время во втором часовом поясе без посторонней помощи: они соединились по блютусу с телефоном, спросили время для второго региона и затем показали мне ответ. Эта умная вещь не способна к простейшему сложению и вычитанию.

Судя по всему, подключение к телефону по блютусу было основным занятием часов.

Они постоянно соединялись и теряли соединение, даже если находились от телефона, который был в кармане, не дальше вытянутой руки. Дизайнеры Sony решили, господь с ними, что сообщать о коннекте и дисконнекте нужно обязательно, из-за чего моё запястье постоянно вибрировало. Один сильный толчок, неважно, соединились часы с телефоном или разъединились.

  1. Во-первых, зачем мне об этом знать?
  2. Во-вторых, если мне это нужно знать, не лучше ли сделать так, чтобы я различал, коннект это был или дисконнект?

Глупая смарт-автоматизация

Такого рода глупость, особенно нехватка коммуникации, часто встречается в умной автоматизации. В коммерческой авиации умные системы тоже тупят. Я разбирал несколько случаев, когда нехватка коммуникации с пилотом оказалась фатальной. С самолётом что-то не так, но интеллектуальная система компенсирует это. Нет смысла беспокоить пилотов. Проблема усугубляется, пока автомат не достигает предела компенсации и не говорит «ладно, я сдаюсь», позволяя самолёту разбиться.

«Хех», — говорят пилоты, пытаясь понять, что случилось и что с этим делать. Обычно они успевают справиться, так как самолёт находится на высоте в 9−12 км, и у них есть несколько минут.

Кроме того, в коммерческой авиации очень-очень хорошо подготовленные пилоты.

Сейчас автоматизация пришла в автомобили. Увы, автоиндустрия отказывается учиться на уроках автоматизации в авиации. Автоинженеры думают, что они решили проблему: машины будут ездить самостоятельно без каких-либо происшествий. Люди будут следить за ездой и легко вмешиваться в случае каких-либо трудностей. Более того, в некоторых регионах обязанность водителя следить за самоуправляемыми автомобилями уже закреплена законом.

Глупо.

Идея, что водитель будет следить за работой самоуправляемой машины, — это опасное заблуждение. Как только машины смогут сохранять скорость и безопасную дистанцию (уже реально с адаптивным круиз-контролем), держаться в своём ряду (уже реально с системами поддержания заданной полосы движения), водители не упустят возможности найти любимую музыку, повернуться к задним пассажирам и что-то сказать, прочитать мейл и так далее. О том, что это заблуждение, хорошо знают в военной и коммерческой авиации. Это явление уже более 50 лет изучается в области вигильности (раздел психологии и исследований человеческого фактора).

Пилоты не следят за самолётом, но если возникает проблема, у очень-очень хорошо подготовленных пилотов есть несколько минут, чтобы среагировать. В автомобиле, если возникнет проблема, у плохо обученных водителей будет одна или две секунды.

Дизайнеры автомобилей и законотворцы это проигнорировали.

Пора дизайнерам и инженерам грядущего автоматизированного мира выучить уроки, за многие годы накопившиеся в сфере автоматизации. Множество великолепных учёных, работающих в исследовательских лабораториях автоконцернов, всё это знают. К сожалению, менеджеры продуктов известны тем, что игнорируют мудрость исследовательских групп своих же компаний. Сейчас у нас есть много умных устройств, очень бестолково сделанных. Я боюсь, что последствия окажутся намного хуже, чем пробуждение в 4:30 утра. Будьте внимательны, инженеры. Будьте внимательны, дизайнеры.

Будьте внимательны. Или вы убьёте людей.

Перевёл по лицензии Creative Commons Attribution, Non Commercial 4.0 International. Также опубликовано на Медиуме.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.