Концептуальное проектирование

Пересказ доклада Александра Овчаренко из СиПроджект. Секция UX SPb на IT Global Meetup 6, который прошёл 28 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге.

Цель

Концептуальное проектирование необходимо, когда система большая, в ней много ролей, бизнес-процессов и отклонений от них у конкретных клиентов. Такие системы теряют единообразие и превращаются во Франкенштейна. Их сложно поддерживать. Вспомните разнообразие панелей в MS Office до 2007 года.

Концепция показывает решения и технологии, интерактивные примеры реализации бизнес-принципов, снижает вероятность захождения в тупик при дальнейшем проектировании.

DeLorean DMC-12 и его двери в форме «крыла чайки»

Простой аналог — концепт-кары. Автопроизводители так проверяют реакцию потребителей на те или иные решения. Концептов с дверьми в форме «крыла чайки» много, но до реализации они не часто добираются. Например, такие двери могут протекать. При открытии снег с крыши может попасть в салон.

Процесс

Среднее время на создание концепции — от 2 до 3 месяцев. Результат — прототип, который намечает решения по всем направлениям, но не прорабатывает их детально.

Возьмём медицинскую информационную систему. Интерфейс её модулей различается, наращивались они постепенно. Нужно систему переработать: добавить бизнес-процессы (сейчас пользователи последовательно переходят между экранами и нажимают разные кнопки), улучшить процесс в целом, использовать браслеты, штрихкоды.

В начале работы погружаемся в предметную область. Без подготовки тяжело задавать специалистам правильные вопросы. Проводим исследование: читаем учебник «Как работает поликлиника», приходим на приём, наблюдаем за работой специалиста в регистратуре.

Капитанская рубка

В самолётах интерфейсы стандартизованы. В кораблях всё по-разному. При создании концепции искал фотографии в Google Images, побывал на корабле, читал инструкции, воспоминания людей в разных ситуациях.

Знайте возможности реализации. Не выдумывайте то, что потом невозможно будет реализовать. Полезно ориентироваться на решения, зарекомендовавшие себя в других областях. Например, в торговле отлично работают штрихкоды.

Широта охвата ситуаций и сценариев важнее глубины проработки. Можно просто вставить скриншоты других решений. Фокусируйтесь на решении бизнес-задач, а не на придумывании интерфейсов.

Важна целостность. Чем лаконичнее решение, чем меньше способов взаимодействия — тем лучше.

Взаимодействуйте со всеми стейкхолдерами. Обязательно проводите презентации:

  • Предпосылки концепции;
  • Черновые решения и принципы;
  • Финальная концепция.

Результат

На выходе — понятный интерактивный прототип в Axure, в котором:

  • С высокой детализацией показано автоматизированное рабочее место;
  • Показаны принципы: как ведёт себя решение на планшете, экране общего пользования, когда много или мало доступных функций или отображаемых данных.

Также может быть документация с описанием принципов, паттернов, ссылками на демо в прототипе.

Из концепта плавно вытекает создание гайдлайна. С ним аналитик сможет собирать интерфейс из базовых решений, не отвлекая проектировщика.

У Александра в 2 из 5 случаев концепция не была продана, то есть не ложилась в основу дальнейшего проектирования. Но польза от этого всё равно есть: погружение в предметную область.

Иногда при разработке сайте не просто создаётся сайт, а определяется позиционирование компании. Так и во время концептуального проектирования мы больше занимаемся бизнес-анализом, чем придумыванием интерфейса.

Также опубликовано на Медиуме.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.