Зачем проектировать доступный интерфейс. Взгляд из бизнеса

Доклад Виктора Ерофеева из CG Projects Group. Секция UX SPb на IT Global Meetup 6, который прошёл 28 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге.

Зачем

Доступный интерфейс учитывает проблемы пользователей с ограниченными возможностями. Не путаем доступность (accessibility) и юзабилити (usability). Сделать интерфейс доступным — это в целом инженерная задача, но работа будет и для разработчиков, и для проектировщиков: новые кейсы, новые фичи.

Почему вы не делаете свои продукты доступными?

На этот вопрос есть 3 ответа:

  1. Не умеем. (Неправильный ответ. Всё уже придумали за вас. Гуглите ATAG, UAAG, WCAG, WAI-ARIA.)
  2. Некогда, нечем, дорого.
  3. Нам, вроде как, не надо.

Некогда, нечем, дорого

Действительно, добавление и развитие фич и версий продукта, тестирование в разнообразных средах (обучение тестировщиков, расширение их штата), поддержка разнообразных устройств (screen reader для телевизоров LG) — всё это требует ресурсов. Пользовательский комфорт превращается в геморрой разработчика.

Поэтому придумали Universal design, одинаково хорошо работающий для людей пожилых, с ограничениями и без ограничений. Он позволяет сделать продукт немного доступнее, но учтите, что нет такого решения, которое хорошо работает для всех одновременно.

Нам не надо

Но вы обязаны: ADA, DDA, UN CRPD (статья 9), ГОСТ 52872.

Можно заработать больше денег:

  • Новые рынки (за счёт определённых сегментов пользователей).
  • Больше старых пользователей, так как им стало удобнее пользоваться продуктом.
  • Больше маркетинговых галочек.

Постоянные сегменты пользователей, которые можно охватить:

  • Пожилые люди.
  • Дети (с маминой кредиткой).
  • Люди с языковым барьером.
  • Люди с неблокирующими отклонениями по зрению, в которых они обычно не признаются. В фотошопе можно посмотреть на макет с учётом трёх основных отклонений.
  • Плохо соображающие.
  • Пользователи особых устройств, например, старого андроида.
  • Пользователи старой винды.

Временные сегменты:

  • Пользователь сонный, уставший и в целом не такой как был вчера. Представьте себя ранним утром.
  • Неловкий. Холодно, человек в перчатках.
  • Заняты руки. Представьте приложение для шопинга, для работы с которым нужны обе руки.
  • За рулём.
  • Глухой (в наушниках), немой (не может ничего сказать Сири, так как он в метро).
  • В окопе, у миномёта.
  • В спешке. Наорать на голосовое меню и переключиться на оператора или более простое меню.

Учитывайте влияние среды. Ваш продукт — не пуп Земли.

От 50 до 300% — прирост базы пользователей за счёт органических и временных сегментов. Но не обязательно наступать сразу по всем фронтам. Можно начать с определённых сегментов. Например, в UK живёт 64 миллиона человек, из них:

  • 11,3 млн детей младше 15.
  • Половина взрослых старше 47 лет.
  • 11,6 млн людей с ограниченными возможностями.
  • 8,9 млн больны артритом.
  • 1,9 млн получают подъёмное пособие.
  • Каждый десятый левша.
  • 5,4 млн больны астмой.
  • 2 млн с ухудшением зрения.
  • 3,2 млн больны диабетом.
  • 8% мужчин и 0,5% женщин не различают цвета.
  • Более 10 млн с ухудшением слуха.

Как

Идеальный пользователь обычно лучше реального. Проектируйте для неидеального.

Снижайте требования. Чем меньше от пользователя требуется, тем лучше. Если дверь открывается сама при приближении человека, не надо придумывать для неё ручку.

Не заставляйте пользователя думать (классика). А также: трогать, слушать, понимать и так далее.

Добавляйте больше персонажей, проектируйте сразу под всю семью (от самых младших до самых старших). Рассматривайте более более точные кейсы из реального мира. Моделируйте точнее. У 20% людей после 40 проблемы с двойным кликом.

Материалы:

Также опубликовано на Медиуме.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.