Continuous UX: встраиваем IxD в процесс гибкой разработки

Пересказ доклада Захара Кириллова из КБ «Собака Павлова» на IT Global Meetup 5, который прошёл 6 июня 2015 года в Санкт-Петербурге.

Нюанс: сказанное ниже касается разработки энтерпрайз-продуктов. У создателей таких продуктов нет контакта с конечным пользователем. Между ними — длинная цепочка из дистрибьюторов, внедренцев и прочих.

Аджайл-манифест говорит, что главное это:

  • Люди и взаимодействие между ними;
  • Работающий продукт;
  • Сотрудничество с заказчиком;
  • Постоянное развитие.

Аджайл строится вокруг фич, а не людей. «Люди» из манифеста — это не пользователи, а команда и стейкхолдеры. Даже продакт оунер и маркетолог не контактируют с конечным пользователем. Проектировщик работает с людьми и в эту схему вписывается плохо.

Бывает, что в рамках одного спринта проектировщик начинает работу одновременно с остальной командой. Пока он работает над интерфейсом, разработчики делают не связанные с ним задачи (пилят ядро). Это не работает, на этом этапе проектировать уже поздно.

Главная задача проектировщика — привести в порядок бэклог.

Он придумывает концепцию эпика, проектирует фичи, для каждой юзерстори делает прототип. Чем ближе фича к попаданию в спринт, тем детальнее она должна быть проработана, включая графические ассеты, приёмочные сценарии и так далее. Самую важную работу проектировщик делает на этом этапе, и продакт оунер не должен здесь перетягивать одеяло на себя.

Проектировщик помогает планировать спринт: разъясняет гайдлайны, проверяет, что у команды есть всё необходимое для начала работы. Во время оценки задач (planning poker) он объясняет непонятные моменты. Если фича не влезает в спринт, он думает, что в ней изменить, чтобы она влезла и сохранила полезность.

Когда команда реализует спроектированное, проектировщик:

  • Тыкает команду в гайдлайн;
  • Уточняет отдельные элементы;
  • Участвует на ежедневных стендапах;
  • Выступает адвокатом пользователя на приёмочном тестировании.

На стендапах он интересуется, как помочь разработчикам, всё ли у них есть. Помогает, если задача забуксовала. Ищет альтернативные решения. (Но не компромиссы, так как от них страдают все.)

Когда разработка завершена:

  • Тестирует результат с пользователями;
  • Обновляет гайдлайны в соответствии с последними решениями;
  • Участвует в демо и ретроспективе. Это важно, чтобы проектировщик чувствовал себя полноправным членом команды;
  • Определяет новые метрики;
  • Доводит до маркетолога результат спринта.

Тестируем методом RITE. Якоб Нильсен ввёл всех в заблуждение о том, что надо 5 пользователей, чтобы найти 85% проблем.

Также опубликовано на Медиуме.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.