Пересказ доклада Захара Кириллова из КБ «Собака Павлова» на IT Global Meetup 5, который прошёл 6 июня 2015 года в Санкт-Петербурге.
Нюанс: сказанное ниже касается разработки энтерпрайз-продуктов. У создателей таких продуктов нет контакта с конечным пользователем. Между ними — длинная цепочка из дистрибьюторов, внедренцев и прочих.
Аджайл-манифест говорит, что главное это:
- Люди и взаимодействие между ними;
- Работающий продукт;
- Сотрудничество с заказчиком;
- Постоянное развитие.
Аджайл строится вокруг фич, а не людей. «Люди» из манифеста — это не пользователи, а команда и стейкхолдеры. Даже продакт оунер и маркетолог не контактируют с конечным пользователем. Проектировщик работает с людьми и в эту схему вписывается плохо.
Бывает, что в рамках одного спринта проектировщик начинает работу одновременно с остальной командой. Пока он работает над интерфейсом, разработчики делают не связанные с ним задачи (пилят ядро). Это не работает, на этом этапе проектировать уже поздно.
Главная задача проектировщика — привести в порядок бэклог.
Он придумывает концепцию эпика, проектирует фичи, для каждой юзерстори делает прототип. Чем ближе фича к попаданию в спринт, тем детальнее она должна быть проработана, включая графические ассеты, приёмочные сценарии и так далее. Самую важную работу проектировщик делает на этом этапе, и продакт оунер не должен здесь перетягивать одеяло на себя.
Проектировщик помогает планировать спринт: разъясняет гайдлайны, проверяет, что у команды есть всё необходимое для начала работы. Во время оценки задач (planning poker) он объясняет непонятные моменты. Если фича не влезает в спринт, он думает, что в ней изменить, чтобы она влезла и сохранила полезность.
Когда команда реализует спроектированное, проектировщик:
- Тыкает команду в гайдлайн;
- Уточняет отдельные элементы;
- Участвует на ежедневных стендапах;
- Выступает адвокатом пользователя на приёмочном тестировании.
На стендапах он интересуется, как помочь разработчикам, всё ли у них есть. Помогает, если задача забуксовала. Ищет альтернативные решения. (Но не компромиссы, так как от них страдают все.)
Когда разработка завершена:
- Тестирует результат с пользователями;
- Обновляет гайдлайны в соответствии с последними решениями;
- Участвует в демо и ретроспективе. Это важно, чтобы проектировщик чувствовал себя полноправным членом команды;
- Определяет новые метрики;
- Доводит до маркетолога результат спринта.
Тестируем методом RITE. Якоб Нильсен ввёл всех в заблуждение о том, что надо 5 пользователей, чтобы найти 85% проблем.
…
Также опубликовано на Медиуме.
Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.