CG-фриланс

В дополнение к разным форматам работы заказчика и исполнителя, которые были в конспекте книги «Сожги своё портфолио», я нашёл на канале «Being Danil Krivoruchko» рассказ о работе фрилансеров в сфере компьютерной графики. Там свои правила и лайфхаки.

1) Работает не со всеми клиентами / студиями, но с некоторыми можно выбирать почасовую ставку или по дням (многие не дают выбора, так как у них есть какие-то свои предпочтения). Часовая может оказаться плохой, если тебя приглашают при этом сидеть в их офисе, продюсер может начать тебя микроменеджерить и затыкать тобой дыры в других проектах, чтобы часы не пропадали. 

По дням хорошо, если делаешь из дома, можно немного раздуть время (если совесть позволяет), или параллельно вести пару проектов, впихнутых в общий день. 

2) Бывает ещё опция оплаты по времени (дни или часы) или фикс-прайс за весь проект. Бонус почасовой в том, что тебе без разницы количество правок и переделок — всё оплачивается. Минус — нужна прозрачная система учета времени и стоимости твоей работы. С фиксом можно выставлять подходящую тебе цену и не отчитываться ни о чём, кроме результатов работы. Но есть шанс серьёзно попасть с объёмом правок.

3) По части hold / booking все советуют оставлять первый холд себе, а компаниям предлагать только второй, чтобы немного обезопасить себя от простоев. Потому что студии и агентства стараются холдить фрилансеров впрок, так как это по большому счёту их ни к чему не обязывает, а вы при этом можете просидеть впустую в ожидании проекта, отказав кому-то другому.

Кто не в курсе этой системы, работает это здесь так: к вам обращается студия и говорит, что у них проект и хотят hold you на такие-то даты. Если вы не заняты, вы говорите ок, давайте. Это не обязывает их вас нанять на это время. Обязательством является booking — после этого они уже должны оплатить вам время, даже если проект не состоится. Естественно, hold не конвертируется ими в booking до последнего момента, чтобы обезопасить себя, если проект слетит.

Из холдов может выстраиваться очередь, если несколько студий хотят вас на одно и то же время, но при этом не готовы букать. Тогда вы им предлагаете второй, третий и так далее холд. 

Веселье с вашей стороны начинается, если вы уже имеете hold на какие-то даты, а к вам обращается кто-то ещё с запросом на booking на это же время (или кто-то со вторым холдом решает, что готов делать book). В этом случае вы должны написать тому, у кого уже есть hold на вас и предложить либо уже букнуть вас, либо дать release (процедура называется being challenged by), чтобы вы могли ответить положительно второму клиенту. Обычно первой стороне даются сутки на такое решение.

Весь этот танец с годами всё усложняется, последнее время фрилансеры Нью-Йорка стараются оставить себе максимальную свободу, так как огромный процент холдов слетает (скорее всего не со зла, а в силу всё более нестабильной ситуации в остальной части пищевой цепочки продакшен — агентство — клиент). Поэтому многие советуют делать самого себя держателем первого холда, а когда кто-то вас хочет захолдить, то предлагать только второй.

Надо понимать, что это все никак не документируется и по большому счёту не имеет юридической силы. Но если начать играть не по правилам, тебя быстро запомнят продюсеры и дважды подумают, обращаться ли к тебе вообще после этого.

Впервые опубликовано в рассылке 2 апреля 2017 года.

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 250 рублей.

Теперь электронную версию можно купить и читать на Литресе.