Заметки о фрилансе

Подборка заметок, связанных с работой на фрилансе: о стоимости месяца работы, размере предоплаты, учёте пауз в работе, часто ли бывают простои в работе штатных дизайнеров, пользе копии платёжного поручения, нюансе мелких проектов, группировке задач, расчёте процента обязательных расходов от всего дохода ИП, изменении этих обязательных расходов, опыте работы с расшаренным экраном, получении отзывов.

Стоимость месяца работы

Фрилансер должен получать больше штатного сотрудника такой же квалификации. Речь о доходе после вычета налогов.

У штатного сотрудника есть месяц оплачиваемого отпуска, работодатель предоставляет необходимое для работы оборудование. При зарплате в 100 тысяч рублей 11 месяцев его работы будут стоить ~1,25 миллиона. 50 тысяч закладываем на то, что нужно для работы: обновление оборудования и лицензии.

У фрилансера нет дохода, когда он в отпуске (и не работает). Если нужен новый макбук, приходится покупать его самостоятельно. Эти расходы должны быть заложены в стоимость услуг. Если ориентироваться на ежемесячный доход в 100 тысяч рублей, то 1 месяц работы фрилансера должен стоить ~114 тысяч рублей.

Кстати, чтобы сотрудник получил на руки 100 тысяч рублей, работодатель платит ещё ~50 тысяч налогов. Но это уже другая история.

Предоплата

Обычно услуги проектирования интерфейсов при попроектной оценке оплачивают по схеме 50/50: половина — перед началом работ, половина — после того, как заказчик принял результат. Так работают и фрилансеры с бирж, и частные специалисты, и дизайнерские компании.

Кстати, Майк Монтейро в книге «Дизайн — это работа» (конспект, цитаты) рекомендует привязывать платежи к чётким вехам, которые можно запланировать в календаре. Не «Когда заказчик подпишет акт», а «Когда состоится презентация финальной версии дизайна».

Когда работа принята, и заказчик должен вам денег, настаёт очень интересный этап.

С одной стороны, на несколько дней усиливается чувство безопасности. Можно не работать, но всё равно получить N рублей в течение 1−2 недель. Можно болеть, ехать в отпуск, заниматься написанием заметок и так далее.

С другой стороны, если оплата не приходит вовремя, появляется очень неприятная задача — что-то предпринимать, чтобы получить свои честно заработанные деньги. Связываться с заказчиком и разбираться в ситуации.

Чувство безопасности максимально при 100-процентной предоплате. Конечно, вместе с деньгами вы на время приобретаете невыполненное обязательство, которое у ответственного исполнителя повышает уровень стресса.

Но не это главная причина работы по схеме 50/50. Просто заказчики не готовы к 100-процентной предоплате.

Паузы в работе

Некоторые заказчики хотят, чтобы проектировщик-фрилансер уделял их задаче 100% времени, то есть не работал над другими проектами параллельно. Это разумно: работа не растягивается во времени, меньше путаницы в голове подрядчика (не теряются важные детали).

Часто заказчики спешат со стартом проекта. С ними сложно договориться о начале работ через 3 недели, когда завершится проект, которому сейчас выделено 100% времени. Кто-то умудряется формировать очередь из проектов, но это редкость.

Когда фултаймовый проект заканчивается, появляется пауза, во время которой фрилансер ищет новый проект.

Периодически пауза появляется из-за того, что заказчик ушёл думать. Например, искать ответы на важные вопросы или согласовывать базовую версию прототипа. Пока она не согласована, начинать создание адаптивных состояний бессмысленно, так как с ними вносить правки будет сложнее (и дольше).

Из-за этого почти все фрилансеры работают над несколькими проектами параллельно. Опытный фрилансер берёт неделю на выполнение задачи, которая занимает 1−2 дня. Только так можно не сорвать сроки с учётом параллельных задач и возможных форс-мажоров.

Простои штатных дизайнеров

Результаты опроса в ноябре 2019 года:

Кстати, насколько всё-таки в Телеграме контакт с аудиторией лучше, чем в ВК. При одинаковом количестве просмотров поста (1,9к) в Телеграме 660 голосов, а в ВК — всего 141.

Копия платёжного поручения

Платежи между юридическими лицами могут идти несколько дней, особенно, если счета находятся в разных банках.

Некоторые менеджеры после оплаты счёта (в банковских терминах — после передачи в банк платёжного поручения) присылали копию поручения с отметкой банка, мол, мы заплатили, деньги через день-два придут, можно работать.

Они делали это по своей инициативе. Я считал, что это будет проявлением недоверия к словам менеджера, и не просил показывать платёжки. Но так считать неправильно.

Менеджеры проектов обычно не занимаются оплатами. Они передают счета в бухгалтерию, где им говорят: «Сегодня оплатим». Менеджеры уверенно сообщают об этом подрядчикам.

Однако, может так случиться, что бухгалтерия забывает про счёт, теряет его или переносит оплату на послезавтра. Когда проходит 4 дня, и денег от заказчика всё ещё нет, вам с менеджером приходится тратить время на решение этого вопроса. А проект стоит.

Платёжное поручение с отметкой банка — в первую очередь инструмент опытного менеджера проектов. С его помощью можно убедиться, что бухгалтерия отработала корректно, и проект не встанет из-за случайной неоплаты.

Мелкие проекты

Допустим, вы ИП и работаете с заказчиками по договору, и вы сделали мелкий проект за 15000 рублей.

7% уйдут на налоги, останется чуть меньше 14000 рублей. Для ровного счёта допустим, что ваш час стоит 1400 рублей. На выполнение задачи у вас есть 10 оплаченных часов.

Если у вас нет помощника, который с меньшей часовой ставкой помогает оформлять бумаги, получается забавно:

  • Переписка с бухгалтерией об обмене документами. Плюс, переписка с менеджером проекта, так как бухгалтерия письма игнорирует. Суммарно 30 минут;
  • Печать подписанного заказчиком договора и акта, подписание с вашей стороны, сканирование получившихся документов. Этот скан почему-то запросили в бухгалтерии. 30 минут;
  • Поход на почту для отправки оригиналов. 1 час;
  • Поход на почту для получения оригиналов, подписанных заказчиком. 1 час.

Время на изначальную подготовку договора и акта не учтено.

Чтобы стоимость вашего часа в этом проекте не опустилась ниже 1400 рублей, на проектирование вы должны потратить 7 часов.

Получается, что мелкие проекты оформлять договорами не выгодно. Надо делать что-то из следующего:

  • Отдельно оценивать документооборот. В приведённом примере это +30% к стоимости;
  • Подписывать документы электронной подписью, например, через Диадок. Чаще всего клиенты не подключены совсем или подключены к другой системе (кстати, для этой проблемы операторы ЭЦП придумали решение);
  • Расширяться и со временем нанимать помощника для работы с документами;
  • Оставить мелкие проекты фрилансерам, которые работают вообще без договора.

Группировка задач

Полезно группировать мелкие типовые задачи вроде оплаты коммунальных услуг, подготовки счетов и актов, отправки документов почтой.

Для оплаты надо подготовить квитанции, взять телефон, так как на него будут приходить коды подтверждения, авторизоваться в банковском клиенте и открыть нужный экран, настроиться на аккуратный ввод цифр.

Если оплачивать счета по мере поступления, эти подготовительные действия придётся выполнять каждый раз.

Поэтому нормальны ситуации, когда бухгалтер контрагента просит прислать подписанный оригинал акта, а фрилансер отвечает, что отправит его через неделю, так как занимается такими задачами в конкретные дни месяца.

Точный расчёт процента налогов для ИП

В 2018-м в России ИП на упрощённой системе налогообложения платил:

  • Фиксировано 32 385 рублей на пенсионное и медицинское страхование. Каждый квартал или в конце года;
  • 6% от дохода. Каждый квартал;
  • Дополнительно 1% от дохода после заработка свыше 300 000 рублей с начала года. Каждый квартал;
  • За банковское обслуживание;
  • В этом году не платил за Эльбу, но это не обязательный платёж, так как некоторые банки предлагают собственных электронных бухгалтеров.

При расчёте налога на доход (6%) можно вычесть из него сделанные ранее пенсионно-страховые платежи. Если доход равномерно распределён в течение года, пенсионно-страховые лучше платить каждый квартал — вычет будет максимальным. 32 385 при этом делятся на 4 части.

Точные расчёты за меня делает Эльба, и чтобы примерно понимать реальный заработок после налогов, я из всех платежей на счёт ИП вычитаю 7%.

Так как год закончился, решил посчитать фактическое соотношение доходов и обязательных расходов. Получилось 6,36%.

Кстати, в 2019-м на пенсионное и медицинское страхование придётся заплатить 36 238 рублей (на 3853 больше).

Изменение расходов

Забавные цифры изменения стоимости моей «потребительской корзины»:

  • В 2014 году фиксированные страховые взносы в Пенсионный фонд составляли 20 727 рублей. В 2020-м — 40 874 рублей. За 6 лет выросли почти в 2 раза;
  • В марте 2021-го заплатил за капремонт 842 рубля, в ноябре 2014 года было 143 рубля. Меньше чем за 7 лет взносы на капремонт выросли в 5,9 раза;
  • В ноябре 2013 года базовый MacBook Pro 15″ Late 2013 стоил 74 000 рублей. В июне 2018 базовый MacBook Pro 15″ 2017 с тачбаром обошёлся в 184 500 рублей. За 5 лет — рост в 2,5 раза.

Работа с расшаренным экраном

Довелось поработать с клиентом в необычном формате: созваниваемся в согласованное время, клиент озвучивает новые вводные и правки, я шарю свой экран и делаю прототип.

Плюсы:

  1. Максимальная вовлечённость клиента: можно задавать любые связанные с задачей вопросы и быстро получать ответы, можно закидывать разные идеи и совместно выбирать наиболее жизнеспособные. Почти командная работа;
  2. Не надо защищать результат: все доводы в пользу того или иного решения озвучиваются в процессе;
  3. Меньше занимаешься двиганием пикселей;
  4. Работаешь, когда надо, а не когда захотелось. Это бывает полезно для прокачки.

Минусы:

  1. Клиент видит рабочий процесс;
  2. Если процесс включает действия вне экрана, например, вы начинаете с бумажных набросков, выходите прогуляться для обдумывания задачи, часто делаете перерывы, надо ещё подумать, как вписать его в формат;
  3. Сложнее договориться о времени созвона: у обоих участников должно быть свободное время и нормальный интернет;
  4. Скорее всего, оплата будет почасовой, а часы обычно не так выгодно продавать, как готовый результат;
  5. Самое сложное, на мой взгляд, — необходимость заканчивать, когда закончилось согласованное время созвона. Даже если понятно, что делать дальше, и есть силы ещё какое-то время поработать (а то и доделать проект до конца).

Отзывы

Собираю отзывы о моей работе, чтобы потом опубликовать в портфолио. Иногда их получить не удаётся.

Один клиент просто проигнорировал запрос. Потом он заказал ещё 2 проекта, а значит, сотрудничеством был доволен. Я не стал надоедать повторными просьбами.

IT-директор одной марки одежды написал, что к моей работе претензий нет, но так как продукт не был реализован, то и отзыва дать он не может.

Руководитель московского агентства сослался на занятость, но отзыв пообещал. Я несколько раз напоминал и даже подготовил вариант текста с фактическим описанием нашего взаимодействия. Прошло больше 2 месяцев, а отзыва всё нет.

Из моего личного телеграм-канала «Френч-пресс».

Опечатка? Выделите её и нажмите кнопки Control и Enter.

Технологии цифрового маркетинга — книга, где я был соавтором (параграф про создание сайта) и литературным редактором (привёл текст к единой стилистике и упростил формулировки). От 249 рублей.